Воспитание – основа разностороннего развития ребенка.
статья
Воспитание – основа разностороннего развития ребенка.
Зная общую цель воспитания детей дошкольного возраста и исходящие из нее конкретные задачи, работники дошкольных образовательных учреждений, опираясь на предложенные им программы, определяют содержание процесса обучения, воспитания и развития детей различных возрастных групп.
Прежде чем знакомиться с содержанием учебно-воспитательного процесса, следует усвоить сущность воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель воспитания и развития детей, формы и методы, направленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.
Воспитательный процесс – это специально организованный процесс для получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспитатели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отношению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в процессе игровой деятельности ребенок предъявляет требования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания. Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание – основа разностороннего развития ребенка.
Зная общую цель воспитания детей дошкольного возраста и исходящие из нее конкретные задачи, работники дошкольных образовательных учреждений, опираясь на предложенные им программы, определяют содержание процесса обучения, воспитания и развития детей различных возрастных групп.
Прежде чем знакомиться с содержанием учебно-воспитательного процесса, следует усвоить сущность воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель воспитания и развития детей, формы и методы, направленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.
Воспитательный процесс – это специально организованный процесс для получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспитатели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отношению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в процессе игровой деятельности ребенок предъявляет требования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания. Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.
Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Только в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию, педагога психолога. В полной мере результаты воспитательного процесса проявляются только в школе. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны наблюдать за своими выпускниками, обучающимися в начальных классах школы. Это поможет увидеть положительные результаты своей деятельности, отметить недостатки и должным образом провести корректировку воспитательного процесса.
Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравномерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окружения. Поэтому воспитатель при организации процесса воспитания должен учитывать всю совокупность воспитательных влияний, их взаимосвязь, обращая особое внимание на те факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на ребенка.
В воспитательном процессе дети вступают в систему отношений: к окружающему миру, к природе, к сверстникам и взрослым, играм и занятиям и т. д. Чтобы вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятельности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе воспитательного процесса целенаправленно и сознательно направлять складывающиеся отношения воспитанников, не забывая при этом о личностно-ориентированной педагогике.
Воспитательный процесс не остается неизменным, он постоянно развивается и изменяется. Это обусловлено возрастными, индивидуальными особенностями детей, новыми теоретическими положениями психологии, физиологии и педагогики.
Движущие силы, которые определяют изменчивость, подвижность воспитательного процесса, связаны с противоречивостью развития личности ребенка и самого процесса воспитания. Противоречия могут быть внешними и внутренними.
Внешние противоречия связаны как с деятельностью воспитателя, так и с деятельностью воспитанников. С первых дней пребывания в детском саду дети включаются в его режимные моменты, осваивают определенные правила и нормы поведения в группе, на занятиях, на прогулке. Все эти требования исходят от взрослых. Но часто в силу домашнего воспитания, особенностей физического и психического развития, дети не готовы к выполнению поставленных перед ними правил, задач, требований. Возникает противоречие. Чтобы этого не происходило, все правила, задачи, нормы поведения должны быть продуманы и приведены в соответствие с возрастными возможностями детей, уровнем их развития, с одной стороны, и целями воспитательного процесса – с другой. При этом необходимо рассчитывать на «зону ближайшего развития» ребенка, на формирующиеся функции.
К внутренним противоречиям воспитательного процесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникновению внутреннего противоречия.
Все противоречия в воспитательном процессе должны быть разрешены. Преодоление противоречий способствует развитию и воспитанию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на ...
Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»
Консультация для педагогов...
Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста
Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда....
Сенсорное воспитание - основа основ развития ребенка
У каждого малыша есть пять основных сенсорных качеств – зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Задача взрослых – максимальное развитие органов чувств ребенка. Такое развитие возможно тол...
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОЙ ЛУЧШИЙ ОПЫТ»
Публикация в сборнике, стр. 8Лэпбук «Дом и семья» в группе раннего возраста»Цель: формирование у детей представления о семье....