Проект по речевому развитию.
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №16-а «Теремок»
Проект
«Подарите детям сказку»
Разработала:
педагог младше-средней
группы «Смешарики»
Ерёмина Анастасия Николаевна
Проект по развитию речи посредством ознакомления детей младше - средней группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»
Значение художественной литературы в развитии речевой активности и воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.
Тип проекта: Творческий
Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.
Задачи проекта:
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
- Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
- Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
- Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.
Участники проекта:
- Воспитанники младше-средней группы.
- Воспитатели.
- Родители детей.
На сколько рассчитан проект:
С сентября по май.
Формы работы с детьми:
- Организация чтения русских литературных произведений.
- Театрализованный показ литературных произведений.
- Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
- Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
- Музыкальные праздники и развлечения.
Формы работы с родителями:
- Консультирование родителей по текущим вопросам.
- Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
- Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Методическая литература:
Методическая литература | Дополнительная литература |
«Воспитание и обучение во 2 младшей группе детского сада» М.Б. Зацепина; «Ознакомление детей с художественной литературой»; «Развитие речи детей» В.В. Гербова; «Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова; Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия); «Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова; «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина; «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, Москва, 2005г.
| «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет» А.В. Щёткин; «Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко; «Среда развития дошкольника: сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова; «Праздники в детском саду» С.Н. Захарова; Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»; Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2008 Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010. |
2. Организация предметно-пространственной среды. Музыкальные инструменты.
Предметно-пространственная среда | Музыкальные инструменты |
театр бибабо; Плоскостной настольный театр; Кукольный театр; Плакаты с сюжетами сказок; Уголок художественной литературы; Уголок художественного творчества; Картинки с изображением пейзажа русской природы; Ширма; Фланелеграф; Маски; Костюмерная с зеркалом; Уголок ряжения. | Бубен, деревянные ложки, колокольчики, деревянный металлофон, , шумовые инструменты. |
3. ИКТ:
- проектор;
- ноутбук;
- диски с записями сказок:
Фильмы-сказки | Мультфильмы |
«Морозко» «Снегурочка» «По щучьему велению» | «Снегурочка» «12 месяцев» «Зимовье зверей» «Новогодняя сказка» «В лесу родилась ёлочка» «Ночь перед Рождеством» |
- музыкальный центр (фонограммы).
Методическое сопровождение проекта
- Составление программы работы.
- Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
- Консультативный материал для родителей (в приложении)
- Подборка произведений русского фольклора и сказки:
Сказки | Фольклорные произведения |
«Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Лиса и заяц», «Бычок-чёрный бочок-белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок»
| «Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сорока-сорока», «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи, качи, качи», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», «Заря-заряница», «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень-тень-потетень», «Курочка-рябушечка», «Дождик-дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-радуга». |
Сказки не предусмотренные программой |
|
«Лисичка-сестричка и серый волк» «Мужик, медведь и лиса», «Колобок» «Баба-Яга», «Василиса Прекрасная», «Соломинка, уголёк и боб», «Терешечка», «Медведь, собака и кошка», «Лиса, заяц и петух», «Кащей Бессмертный», «Жихарка», «Заюшкина избушка» |
|
Ожидаемые результаты:
- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.
- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.
- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.
- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
А) Постановка проблемной ситуации;
Б) Определение цели и задач проекта;
В) Определение времени и участников проекта;
В) Подготовка ресурсного и методического обеспечения;
Г) Определение форм работы с детьми и родителями.
Основной этап.
Работа по намеченной программе.
Презентация проекта.
Показ итогов работы.
Схема реализации проекта
Месяцы | Содержание работы | |||||
Сентябрь
| Материал для чтения и заучивания наизусть | Изобразитель-ная деятельность | Игры, просмотры сказок, беседы | Экскурсии, выставки | Работа с родителя-ми | Итог: театральные постановки, праздники |
Потешки: «Пальчик-пальчик», «Заинька попляши». Сказки: «Курочка-Ряба», «Репка», «Кот, петух и лиса». | Рисование: «Мои пальчики». Лепка: Коллективная работа: «Во саду ли, в огороде» (по мотивам фольклора). | Обыгрыва-ние сказочных героев с масками и костюмами. Плоскост-ной театр: «Репка». Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». | Посещение детского сада сотрудни-ком библиоте-ки. | Консуль-тация: «Влияние сказки на формир-ование личнос-ти». Привле-чение родите-лей к приобре-тению книг. Выступление на родитель-ском собрании | Викторина: «Угадай сказку».
| |
Октябрь | Потешки: «Ночь пришла», «Сорока-сорока», Сказки: «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята». | Изготовление детской книжки-малышки. Лепка: «Пирожки».
| Обыгрывание сказки: «Теремок», Беседа с детьми о жанре потешки. Русская народная игра: «Бабка-ёжка».
| Экскурсия в библиоте-ку: «Где живут книги».
| Консуль-тация: «Как воспитать книго-чея». Привле-чение родите-лей к приобре-тению книг. | Выставка: «Галерея народного фольклора» (совместно с родителями). |
Ноябрь | Потешки: «Курочка-рябушечка» «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом». Сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко» «Колобок», «Волк и козлята». | Коллективное рисование: «Курочка -Рябушечка». Лепка: «Кто от бабушки ушёл, кто от дедушки ушёл?»
| Обыгрывание сказок: «Колобок», «Волк и семеро козлят». Беседа: «Как родилась сказка». | Выставка рисунков и поделок за квартал «Недаром дети любят сказку…» | Консуль-тация: «Как выбрать сказку для самых малень-ких».
| Театрализо-ванное представле-ние по сказкам: «В гости к сказке». развивающая игра - «Фотограф». |
Декабрь | Потешки: «Как у нашего Кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи-качи-качи» Сказки: «Заюшкина избушка», «Дед Мороз», «Снегуроч-ка». | Рисование к любой сказке с зимней тематикой. Лепка: «Калачи». | Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Снежки». Просмотр мультфильмов по русским сказкам. «Морозко»
| Выставка рисунков: «Зимние сказки». | Подго-товка к новогод-нему утренни-ку. Консуль-тация: «Ребёнок и телевиде-ние», «О пользе живого слова». | Инсцениро-вка: «Заюшкина избушка». |
Январь | Потешки: «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки». Сказки: «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» | Рисование: «Гуси». Лепка: «Жили у бабуси», «Свистулька» (по мотивам народных игрушек». | Беседа: «О народной игрушке», «Светлый праздник Рождества». Обыгрыва-ние сказки: «Снегуроч-ка и лиса». Беседа о празднике Рождества.
| Выставка: «Народ-ный про-мысел». | Консультация: «Роль сказки в духовно-нравственном воспита-нии ребёнка», «Как выбрать сказку для самых малень-ких». Совмест-ная подготов-ка к «Рождест-венским посидел-кам». | «Рождест-венские посиделки». |
Февраль | Потешки: «Кисонька-мурысень-ка», «Заря-заряница». Сказки: «Лиса и заяц», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и журавль». | Рисование: «Зимняя картинка». Лепка: «Морковки для зайки», «Ягодки для лисички» (коллективная работа». | Беседа с детьми о красоте русской природы, игры с участием сказочных героев. Игра: «Бабка-ёжка». | Выставка детских работ за зиму. | Открытое занятие (по усмо-трению воспита-теля). Консультация: «Мягкая игрушка своими руками».
| Викторина: «Что за сказочка такая?». |
Март | Потешки: «Травка-муравка», «На улице - три курицы». Сказки: «У страха глаза велики», «Мужик и медведь».
| Рисование: «Травушка-муравушка», «К нам весна пришла». Лепка: «Курочка», «Зайчик». | Просмотр детских мультфильмов: «Снегу-рочка», «Бычок-смоляной бочок». Игры: «Птички», «Жаворо-нок», «Горелки». | - | Оформление стенда: «Мы-артисты». Консуль-тация: «Как на масляной неделе». Подготовка к праздни-ку: «Масленица». | Участие детей в празднике «Масленица» |
Апрель | Потешки: «Тень-тень-потетень», «Курочка-рябушечка» Сказки: «Бычок-смоляной бочок», «Как коза избушку строила». | Рисование: «В чистом поле теремок» Лепка: «Бычок». | РНИ: «Солныш-ко-вёдры-шко», «Пчёлы». | Экскурсия | Консультация: «Сказко-терапия». | Инсцени-ровка: «Бычок-смоляной бочок». |
Май | Потешки: «Дождик, дождик, пуще», «Радуга-дуга», «Божья коровка». Сказки: «Ворона», «Лисичка со скалочкой» | Рисование: «Дождик», «Радуга». Лепка: «Божья коровка». Рисование и лепка по желанию детей.
| Народные подвижные игры: «Ручеёк», «Борцы». | Выставка детских работ за март, апрель и май. | Подготовка к совмест-ной сказке-концерту. Консуль-тация: «Как из ребёнка сделать книго-чея». | Совместная с родителями постановка сказки-концерта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.
Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».
Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»
Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...