Проект по речевому развитию.
проект по развитию речи (средняя группа)

Ерёмина Анастасия Николаевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с №16-а «Теремок»

Проект

«Подарите детям сказку»

Разработала:

 педагог младше-средней

 группы «Смешарики»

Ерёмина Анастасия Николаевна

Проект по развитию речи  посредством ознакомления детей  младше - средней группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

 

Значение художественной литературы в развитии речевой активности и воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно - образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Воспитательные возможности русского фольклора огромны, благодаря ему, дети знакомятся с окружающим миром во всём многообразии.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром русского народного фольклора.

 

Тип проекта: Творческий

Цель проекта: Приобщать детей к русским народным сказкам и русскому фольклору.

Задачи проекта:

  1. Вызывать положительный эмоциональный отклик на русские народные сказки и фольклорные произведения.
  2. Способствовать формированию интереса к русскому фольклору.
  3. Учить читать наизусть различные виды литературных произведений.
  4. Привлекать родителей к чтению русских сказок и произведений русского фольклора.

Участники проекта:

  1. Воспитанники  младше-средней группы.
  2. Воспитатели.
  3. Родители детей.

На сколько рассчитан проект:

С сентября по май.

Формы работы с детьми:

  1. Организация чтения русских литературных произведений.
  2. Театрализованный показ литературных произведений.
  3. Заучивание наизусть доступных литературных произведений.
  4. Самостоятельная деятельность ребёнка. Игры.
  5. Музыкальные праздники и развлечения.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей по текущим вопросам.
  2. Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  3. Совместное изготовление игрушек и пособий по организации предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта.

 

1. Методическая литература:

 

Методическая литература

Дополнительная литература

«Воспитание и обучение во 2 младшей группе детского сада» М.Б. Зацепина;

«Ознакомление детей с художественной литературой»;

«Развитие речи детей» В.В. Гербова;

«Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова;

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия);

«Народное искусство в воспитании детей» Т.С. Комарова;»Радость творчества» О.А. Соломенникова;

«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина;

«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, Москва, 2005г.

 

«Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет» А.В. Щёткин;

«Организация театральной деятельности» Н.Б Улащенко;

«Среда развития дошкольника: сущность и структура» В.К. Шалаева, Н.В. Смирнова;

«Праздники в детском саду» С.Н. Захарова;

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»;

Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство – пресс» 2008

Е.А. Антипина «Театрализованные представления в детском саду» «Сфера», Москва, 2010.

 

 

2. Организация предметно-пространственной среды. Музыкальные инструменты.

 

Предметно-пространственная среда

Музыкальные инструменты

театр бибабо;

Плоскостной настольный театр;

Кукольный театр;

Плакаты с сюжетами сказок;

Уголок художественной литературы;

Уголок художественного творчества;

Картинки с изображением пейзажа русской природы;

Ширма;

Фланелеграф;

Маски;

Костюмерная с зеркалом;

Уголок ряжения.

Бубен, деревянные ложки, колокольчики, деревянный металлофон,

, шумовые инструменты.

 

3. ИКТ:

- проектор;

- ноутбук;

- диски с записями сказок:

Фильмы-сказки

Мультфильмы

«Морозко»

«Снегурочка»

«По щучьему велению»

«Снегурочка»

«12 месяцев»

«Зимовье зверей»

«Новогодняя сказка»

«В лесу родилась ёлочка»

«Ночь перед Рождеством»

- музыкальный центр (фонограммы).

 

Методическое сопровождение проекта

  1. Составление программы работы.
  2. Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений (в приложении)
  3. Консультативный материал для родителей (в приложении)
  4. Подборка произведений русского фольклора и сказки:

Сказки

Фольклорные произведения

«Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Лиса и заяц», «Бычок-чёрный бочок-белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок»

 

«Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Ночь пришла», «Сорока-сорока», «Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Ай, качи, качи, качи», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки», «Кисонька-мурысонька», «Заря-заряница», «Травка-муравка», «На улице три курицы», «Тень-тень-потетень», «Курочка-рябушечка», «Дождик-дождик, пуще», «Божья коровка», «Радуга-радуга».

Сказки не предусмотренные

программой

 

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Мужик, медведь и лиса», «Колобок»

«Баба-Яга», «Василиса Прекрасная», «Соломинка, уголёк и боб», «Терешечка», «Медведь, собака и кошка», «Лиса, заяц и петух», «Кащей Бессмертный», «Жихарка», «Заюшкина избушка»

 

 

Ожидаемые результаты:

- Использование русских сказок и фольклорных произведений в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке и фольклорным произведениям.

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

А) Постановка проблемной ситуации;

Б) Определение цели и задач проекта;

В) Определение времени и участников проекта;

В) Подготовка ресурсного и методического обеспечения;

Г) Определение форм работы с детьми и родителями.

Основной этап.

Работа по намеченной программе.

Презентация проекта.

Показ итогов работы.

 

Схема реализации проекта

 

Месяцы

Содержание работы

Сентябрь

 

Материал для чтения и заучивания наизусть

Изобразитель-ная

деятельность

Игры, просмотры сказок, беседы

Экскурсии, выставки

Работа с родителя-ми

Итог: театральные постановки, праздники

Потешки:

«Пальчик-пальчик», «Заинька попляши».

Сказки:

«Курочка-Ряба», «Репка», «Кот, петух и лиса».

Рисование:

«Мои пальчики».

Лепка:

Коллективная работа: «Во саду ли, в огороде» (по мотивам фольклора).

Обыгрыва-ние сказочных героев с масками и костюмами.

Плоскост-ной театр:

«Репка».

Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».

Посещение детского сада сотрудни-ком библиоте-ки.

Консуль-тация: «Влияние сказки на формир-ование личнос-ти».

Привле-чение родите-лей к приобре-тению книг.

Выступление на родитель-ском собрании

Викторина: «Угадай сказку».

 

Октябрь

Потешки:

«Ночь пришла», «Сорока-сорока»,

Сказки:

«Теремок», «Маша и медведь», «Волк и козлята».

Изготовление детской книжки-малышки.

Лепка:

«Пирожки».

 

Обыгрывание сказки: «Теремок»,

Беседа с детьми о жанре потешки. Русская народная игра: «Бабка-ёжка».

 

Экскурсия в библиоте-ку: «Где живут книги».

 

Консуль-тация: «Как воспитать книго-чея».

Привле-чение родите-лей к приобре-тению книг.

Выставка: «Галерея народного фольклора» (совместно с родителями).

Ноябрь

Потешки:

«Курочка-рябушечка»

«Еду к бабе, еду к деду», «Тили-бом».

Сказки:

«Петушок и бобовое зёрнышко» «Колобок», «Волк и козлята».

Коллективное рисование:

«Курочка -Рябушечка».

Лепка:

«Кто от бабушки ушёл, кто от дедушки ушёл?»

 

Обыгрывание сказок: «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Беседа: «Как родилась сказка».

Выставка рисунков и поделок за квартал «Недаром дети любят сказку…»

Консуль-тация: «Как выбрать сказку для самых малень-ких».

 

Театрализо-ванное представле-ние по сказкам:

«В гости к сказке».

развивающая игра - «Фотограф».

Декабрь

Потешки:

«Как у нашего Кота», «Сидит белка на тележке»,

«Ай, качи-качи-качи»

Сказки:

«Заюшкина избушка», «Дед Мороз», «Снегуроч-ка».

Рисование к любой сказке с зимней тематикой.

Лепка: «Калачи».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Снежки».

Просмотр мультфильмов по русским сказкам. «Морозко»

 

Выставка рисунков: «Зимние сказки».

Подго-товка к новогод-нему утренни-ку.

Консуль-тация: «Ребёнок и телевиде-ние»,

 «О пользе живого слова».

Инсцениро-вка: «Заюшкина избушка».

Январь

Потешки:

«Жили у бабуси»,

«Чики-чики-чикалочки».

Сказки:

«Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк»

Рисование: «Гуси».

Лепка: «Жили у бабуси»,

«Свистулька» (по мотивам народных игрушек».

Беседа: «О народной игрушке»,

«Светлый праздник Рождества».

Обыгрыва-ние сказки: «Снегуроч-ка и лиса». Беседа о празднике Рождества.

 

Выставка: «Народ-ный про-мысел».

Консультация: «Роль сказки в духовно-нравственном воспита-нии ребёнка»,

«Как выбрать сказку для самых малень-ких».

Совмест-ная подготов-ка к «Рождест-венским посидел-кам».

«Рождест-венские посиделки».

Февраль

Потешки:

«Кисонька-мурысень-ка», «Заря-заряница».

Сказки:

«Лиса и заяц», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и журавль».

Рисование: «Зимняя картинка».

Лепка: «Морковки для зайки»,

«Ягодки для лисички» (коллективная работа».

Беседа с детьми о красоте русской природы, игры с участием сказочных героев.

Игра: «Бабка-ёжка».

Выставка детских работ за зиму.

Открытое занятие (по усмо-трению воспита-теля).

Консультация: «Мягкая игрушка своими руками».

 

Викторина:

«Что за сказочка такая?».

Март

Потешки:

«Травка-муравка»,

«На улице - три курицы».

Сказки:

«У страха глаза велики», «Мужик и медведь».

 

Рисование: «Травушка-муравушка», «К нам весна пришла».

Лепка: «Курочка»,

«Зайчик».

Просмотр детских мультфильмов: «Снегу-рочка», «Бычок-смоляной бочок».

Игры: «Птички», «Жаворо-нок», «Горелки».

-

Оформление стенда: «Мы-артисты».

Консуль-тация: «Как на масляной неделе».

Подготовка к праздни-ку: «Масленица».

Участие детей в празднике «Масленица»

Апрель

Потешки:

«Тень-тень-потетень»,

«Курочка-рябушечка»

Сказки:

«Бычок-смоляной бочок», «Как коза избушку строила».

Рисование:

 «В чистом поле теремок»

Лепка: «Бычок».

РНИ: «Солныш-ко-вёдры-шко», «Пчёлы».

Экскурсия

Консультация: «Сказко-терапия».

Инсцени-ровка: «Бычок-смоляной бочок».

Май

Потешки:

«Дождик, дождик, пуще», «Радуга-дуга», «Божья коровка».

Сказки:

«Ворона», «Лисичка со скалочкой»

Рисование: «Дождик», «Радуга».

Лепка:

«Божья коровка».

Рисование и лепка по желанию детей.

 

Народные подвижные игры:

«Ручеёк», «Борцы».

Выставка детских работ за март, апрель и май.

Подготовка к совмест-ной сказке-концерту.

Консуль-тация: «Как из ребёнка сделать книго-чея».

Совместная с родителями постановка сказки-концерта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...