консультация «Ознакомление с природой родного края как средство нравственно – патриотического воспитания»
консультация
Воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей – с любви к своей семье, к своему дому, к своему поселку.Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_priroda.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
Консультация для педагогов
«Ознакомление с природой родного края как средство нравственно – патриотического воспитания»
Педагог:
Клюшкина О.П
2022 год
Природа родного края как средство нравственно – патриотического воспитания
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей – с любви к своей семье, к своему дому, к своему поселку.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления детства остаются на всю жизнь. Радостные и добрые укрепляют душу и сердце.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Одна из главных задач педагога - научить видеть красоту родной земли, природы, удивляться ей; красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, окружающих ребенка с детства. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой
природе возможно лишь тогда, когда у детей будут хотя бы элементарными знания о них: они овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся видеть красоту природы. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Поэтому важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать ее красоту, воспитание эстетических чувств;
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
В процессе ознакомления детей с природой родного края необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе,
патриотических чувств гордости и ответственности за свою малую Родину.
Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т. д.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например, осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например, между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Методика работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ включает в себя:
- создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов;
- организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад и т. п.
- организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, огород, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря);
- труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных (забота о комнатных растениях, помощь на огороде);
- работа с календарем в разных возрастных группах детского сада.
В совместной деятельности воспитателя и детей можно провести:
- познавательные беседы «Правила поведения на природе»;
«Что такое лекарственные растения»; «Ядовитые растения и грибы»;
«Наши цветы»; «Наш уголок природы»;
«Мой край родной – Смоленщина»;
- составление памяток по охране окружающей среды;
рассказов о животных (насекомых, птицах);
- знакомство с пословицами и поговорками;
- рассматривание макета леса (луга, полянки); изготовление
коллективного коллажа «Кто живёт в лесу (на лугу)?»;
- просмотр энциклопедий о лекарственных растениях, грибах и т. д.;
- оформление альбома «Мой любимый цветок» - рисунки детей;
- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, природоведческой литературы;
- изготовление альбома «Природа моего края», «Животные (насекомые, растения, деревья…) моего края»;
- знакомство с флагом, гербом и гимном родного города и России, рассматривание географической карты Смоленской области, рассказы о достопримечательностях города Вязьмы;
- посещение краеведческого музея, целевые прогулки;
- проведение «Уроков доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам, например, «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.
- проведение экологических развлечений, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения (игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние), используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе должна проводиться в тесной связи с родителями, например, консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедят их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основе работы - модель «Родители – ребенок – воспитатель», рассматривающая нетрадиционные подходы совместной деятельности:
- совместное проведение выходных дней на природе;
- совместная подготовка к праздникам;
- выпуск семейной газеты «Чистый город»;
- родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры;
- экологические КВН семейных команд, например, «Тайны природы»;
- совместные посещения музея.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными.
Смоленский район – один из наиболее интересных в Смоленской области. Каждый элемент его природы своеобразен, так как несет свои особые, неповторимые черты.
Разнообразен рельеф Смоленского района. Поверхность района представляет собой на большей части всхолмленную и волнистую равнину.
Особой красотой и интересной и историей своего развития отличаются реки района. В районе более 60 рек и речек, из них наиболее крупными являются Днепр, Сож, Каспля. Последние три реки берут начало в Смоленском районе. Речную сеть района украшают Днепр и Каспля. Они интересны как в природном, так и в историческом отношении.
Хотя район и не богат природными озерами, их всего семь: Касплянское, Пениснарское, Купринское, Пеньковое, Черное, Заозерское, Шукуновское, но каждое из них интересно и своеобразно.
Разнообразие рельефа обусловило разнообразие микроклимата. Район богат подземными водами. Воды в девонских отложениях на больших глубинах минеральные.
Красивы леса и перелески района, расположенные главным образом в его северной половине. Самыми распространенными являются такие разновидности деревьев: береза, осина, ольха.
В районе имеется несколько старинных парков, в которых сохранилось много вековых лип, дубов, кленов, ясеней, вязов и других пород деревьев (старый парк поселка Талашкино; парк с липовыми и березовыми аллеями в Раю; парк из смешанных пород деревьев в Вонлярове и другие).
Разнообразная флора и фауна позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.
Вывод: ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Поскольку сила нравственного идеала в его действительности, нужно, чтобы добрые желания, намерения детей воплощались в деле, поступках, реальных отношениях с людьми, окружающей природой. Оберегая природу, преобразуя ее, дошкольники становятся лучше. Нужно обращать внимание детей на нравственную сторону совместной деятельности детей, украшающей, облагораживающей землю, одновременно культивировали гуманные отношения дошкольников друг к другу, утверждая ценность таких человеческих черт, как чуткость, внимательность, добросердечие, отзывчивость, сострадание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...
Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...
«Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» консультация для родителей
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте. Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патрио...
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы...
консультация «Ознакомление с природой родного края как средство нравственно – патриотического воспитания»
Воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей – с любви к своей семье, к своему дому, к своему поселку.Одно из проявлений патриотизма – любовь к пр...