Как научить ребёнка 1–2 лет правильно реагировать на слово «нельзя»
консультация (младшая группа)

Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны, в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребѐнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребѐнок вообще перестаѐт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» Вы узнаете из этой статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_melnichuk_nelzya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка 1–2 лет правильно реагировать на слово «нельзя»

        Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны, в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребѐнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребѐнок вообще перестаѐт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» Вы узнаете из этой статьи.

Ошибка №1. Слишком много «нельзя»

        Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому, прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в холодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить, крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя», которые среднестатистический

родитель говорит своему ребѐнку ежедневно. В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем более родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребѐнку.

        Обилие запретов - самая частая причина, по которой ребѐнок перестаѐт реагировать на слова «нельзя» и «нет». А если не перестаѐт, то, по мнению некоторых психологов, став послушным и удобным для родителей, теряет возможности для полноценного развития, уверенности в себе и своѐм  праве принимать решения.

        Список запретов можно сократить до минимума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово «нельзя» приобретѐт для ребѐнка значительный смысл.

        Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.

        А дети до года вообще не воспринимают слово «нельзя». Детей данного возраста лучше отвлекать и переключать внимание.

Ошибка № 2. Запреты без объяснения причины.

        Типичная ситуация: папа строго говорит «нельзя», мама грозит пальчиком «ай –яй- яй», малыш перестаѐт хулиганить, а как только родители отворачиваются или выходят из комнаты, ребѐнок спокойно возвращается к выполнению запрещаемого действия. Он понимает, что родителям не нравится то, что он делает, но не понимает, почему он должен перестать это делать. Лучший способ запретить-объяснить и показать, почему «нельзя». При этом объяснять и показывать нужно, начиная с самого юного возраста, но на понятном ребѐнку языке, используя понятные малышу слова, как «горячо, чужое» и, опираясь на его опыт.

Ошибка №3. Непоследовательные запреты.

        Пусть поиграет утюгом, пока он холодный, а когда я буду гладить, то скажу нельзя – рассуждает папа. «Ребёнок так плачет, надо ему разрешить» – жалеет мама. «Пусть родители говорят «нельзя», а бабушки будет можно» - рассуждает добрая бабушка. Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребѐнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.

        Поэтому запрещать ВСЕМ и ВСЕГДА и даже в ответ на крик и слѐзы ребѐнка – лучший способ дать понять ребѐнку, что нельзя – это значит нельзя, а не можно, если настоять на своѐм.

Ошибка №4. Запрет без альтернативы.

        Чтобы ребѐнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А ещѐ лучше - купить или создать для ребѐнка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это папино, а это – Катино.

Ошибка №5. Агрессивное поведение родителей («бьют» ребѐнка по рукам).

        Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально – познавательный процесс ребѐнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребѐнок злится, ведѐт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребѐнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдѐт внутрь и, будет разрушать ребѐнка, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьѐм детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребѐнок не любознательный.

        Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всѐ просто: убирайте их или помогайте ребѐнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребѐнок вас не бил – не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всѐ объяснить, - бесполезное занятие.

Вывод: Таким образом, сократив список запретов до минимума, но сделав их обязательными во всех ситуациях, объяснив малышу причины запретов и придумав достойные альтернативы запрещаемых действий, вместо упрямства и желания сделать назло можно встретить у ребѐнка понимание и послушание.

        А сейчас мы с вами разберѐм ситуацию, попытаемся выделить ошибки и наметим пути решения данной проблемы.

        Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, ситуация во дворе — дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала, чтобы взять ее и посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку говорю — пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем покатаемся на качельках, идем мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать

ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже — говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять — а ей все равно на мои слова — вот ей захотелось что-то и все! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела — хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»?

Ошибки:

1. Большое количество запретов (более 5 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т. д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.

2. Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.

Что делать?

1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка, учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так — можно»). Старайтесь не ругать там, где можно потерпеть: пролила сок, к примеру, спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т. е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка.

2. Если поведение становится неуправляемым — единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно – они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение – просто не приемлемо и тогда отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка правильно реагировать на слово «нельзя»

Два года лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя»....

Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя"

Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя"...

«Как научить ребёнка 3 - 4 лет правильно держать ложку и кушать из неё»

     Современные дети развиваются очень быстро, а потому, уже через год после своего рождения садятся с родителями за один стол и начинают есть по -взрослому. Самое время задумат...

Консультация для родителей "Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя".

Данная консультация  поможет  в воспитании детей раннего возраста....

Как научить ребёнка правильно реагировать на слово нельзя.

С одной стороны в раннем возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слова, чтобы вносить коррективы в ...