Самообразование. «Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышей».
рабочая программа (младшая группа)

Асадуллина Алсу Ирековна

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.ml_.gr_.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема по самообразованию на 2019-2020гг.

 «Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышей».

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Методические аспекты конструирования во второй младшей группе

Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.

В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для занятий конструированием.

Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы

  • Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).
  • Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.
  • Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.
  • Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.
  • Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их настраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).
  • Подводить малышей к анализу созданных построек.
  • Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала), учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).
  • Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.
  • Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сниманием, скручиванием.

Виды конструирования в младшей группе

При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:

  • Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.

Модельное конструирование предполагает использование готового строительного материала

  • Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера).

Художественное конструирование предполагает импровизацию

Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.

Постройки из снега часто носят коллективный характер в силу их масштабности

Какие материалы уместно использовать в младшей группе

Чтобы занятие прошло успешно, воспитатель должен тщательно продумывать, какой материал нужно использовать. Для модельного конструирования лучше всего подойдут индивидуальные строительные наборы, включающие в себя детали различных форм и размеров (детали могут быть как деревянными, так и пластмассовыми). Ведь малышам четвёртого года жизни удобнее создавать постройки поодиночке.

Оптимальный вариант работы в младшей группе — предоставить каждому воспитаннику отдельный строительный набор

Любой материал, с которым дети работают, должен привлекать их своим внешним видом.

Для лего-конструирования подбираются наборы с крупными деталями и простыми соединениями. Можно использовать специальные тематические комплекты (например, LEGO Duplo, включающий в себя арки, полукруглые формы, клювики, фигурки животных и пр.).

Комплект Lego Duplo включает в себя специфические детали, из которых можно построить интересные конструкции

Что касается бумажного конструирования, то воспитатель использует на занятиях бумагу разного цвета и качества (тонкую и картон, матовую и глянцевую) и клей. Также для дополнения поделки детям предоставляется дополнительный материал: цветные карандаши, пластилин, поролон, зубочистки, вата, пряжа и пр.

Поделка из бумаги с использованием поролона и зубочисток вполне по силам младшим дошкольникам

Природный материал — самый простой в использовании, поскольку он не требует материальных затрат, а находится прямо под ногами детей. С другой стороны, сооружение построек зависит от погодных условий и сезона.

Размеры поделок, предварительное изготовление деталей

Постройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.

Размер построенной конструкции должен соответствовать размерам игрушки

Художественные поделки из бумаги обычно не бывают большими. Пусть птичка, сердечко или солнышко не превышает по размеру детскую ладошку. Что касается построек из природных материалов — снега и песка, то они могут быть достаточно объёмными. Малыши очень любят большие снежные постройки, которые можно обхватить руками. Также им нравится сравнивать по размеру песочные куличики, пусть они даже будут сделаны с помощью большого детского ведра.

Что касается подготовки материала к занятию, то у детей должно быть в наличии большее количество деталей, чем это необходимо. Например, при постройке ворот пусть малыши поразмышляют, сами выберут нужные элементы из множества.

Очень удобно, когда материал предоставляется каждому ребёнку в отдельном контейнере или коробке: это организует дошкольника, приучает его к порядку и аккуратности.

Конструирование из бумаги требует предварительного изготовления исходных деталей. В младшей группе этим полностью занимается воспитатель. Он вырезает заготовки разной формы, если нужно — делает сгибы и надрезы. Задача же маленьких конструкторов — сложить и склеить элементы. Если поделки предполагают украшение аппликативными деталями, то их также предоставляет педагог.

Вспомогательные техники при создании поделки (элементы рисования, аппликация)

Воспитатель может предложить детям украсить готовую поделку архитектурными элементами. Это не повлияет на её функциональное назначение, но сделает более ценной эстетически. Например, заборчик из цилиндров можно украсить конусами.

Бумажное конструирование тесно связано с такими видами деятельности, как рисование, аппликация и лепка. Аппликативные детали придадут поделке выразительность. Например, ёлочку можно украсить разноцветными пластилиновыми шариками и гирляндами, а бабочке таким же способом сделать пятнышки. Животным и птицам, сделанным из бумаги, можно нарисовать глазки, усики, пятнышки карандашом или фломастером (носик же хорошо смотрится из пластилина).

Индивидуальный подход на занятии

Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).

Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.

Приёмы работы на занятии по конструированию

Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы.

Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольниками.

В младшей группе уже можно начинать конструирование по схемам

Педагог закрепляет навыки, приобретённые в ясельной группе, и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом).

При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.

Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.

Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкультминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):

  • Едем, едем мы домой.
  • На машине грузовой.
    Ворота отворяй,
    Едет с поля урожай.
    Ой, да, отворяй,
    Едет с поля урожай!

При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.

При создании поделок из бумаги вначале воспитатель просто знакомит малышей с этим материалом: даёт пощупать его, ощутить гладкость или шершавость. Следующий этап — выработка у дошкольников элементарных приёмов работы с бумагой: оказывается, её можно мять, складывать, скручивать, отрывать большие и маленькие кусочки. Конечно же, малышам будут интересны такие манипуляции, тем более что они сопровождаются характерными звуками.

Для многих художественных поделок воспитатель может использовать универсальный шаблон — большой и маленький круг (один вырезается из другого). Большой, сложенный пополам, — это тело животного или птицы. К нему приклеивается маленький круг — голова. Далее конструкция дополняется деталями — рисуются пятна или полоски, приклеиваются глазки, усики, крылышки. В итоге получается тигр, собака, кошка, слоник, птичка и т. д.

В младшей группе животных и птиц можно мастерить из бумаги с помощью простой заготовки

Также можно использовать метод создания поделок из бумажных полосок разной толщины и длины. Таким способом получается солнышко, осьминог, сердечко, хвостик у птички и пр.

Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности

Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней. Приведём конкретные примеры:

  • В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.
  • Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков. Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.
  • Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.
  • Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.
  • Чтобы зайчик в лесу не намок под дождём, нужно построить ему домик.
  • В гости к ребятам приходит сказочный Колобок. Он и на окошке лежал, и по лесу бежал, а вот на башенке никогда не сидел. Нужно предоставить ему такую возможность — построить высокую башню из кубиков или из конструктора «Лего».

Колобок очень хочет посидеть на башне из кубиков

Процесс создания постройки станет для малышей ещё интереснее, если она будет нести для них практическое значение: после занятия они смогут поиграть с машинками и гаражами, которые они сделали из кубиков или «Лего», для куколок можно будет устроить чаепитие на новых стульчиках, на горке покатать игрушечных животных.

Мотивировать к созданию поделки воспитанников младшей группы можно предложением сделать подарок маме. Можно смастерить ей из бумаги красивую книжку, склеить сердечко, солнышко или цветочек.

Дети любят делать приятное взрослым, чувствовать себя нужными и самостоятельными. Педагог говорит им, что очень хочет посмотреть, как разноцветные осенние листья красиво падают на землю. И дети с радостью примутся за работу — разорвут цветную бумагу на кусочки, чтобы получился красочный листопад. Или воспитательница с огорчением сообщает ребятам, что у неё сломался зонтик, и просит их смастерить ей новый из бумаги.

Картотека тем для конструирования

Во второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.

Модельное конструирование

  • «Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка), «Кроватки трёх медведей», «Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).
  • «Длинные и короткие дорожки».
  • «Домик для куклы», «Теремок для матрёшки», «Будка для собачки», «Гараж для машинки».
  • «Горка с лесенкой».
  • «Низкие и высокие ворота».
  • «Заборчик» (высокий и низкий), «Загон для лошадки», «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
  • «Красивая башня с флажком».
  • «Машина» (с использованием цилиндров для колёс).
  • «Поезд».

Лего-конструирование

  • «Башенка».
  • «Мост».
  • «Мебель».
  • «Печка».
  • «Грузовая машина».
  • «Кораблик».
  • «Робот».
  • «Забор», «Клетка для животного».
  • «Лесенка».
  • «Дерево», «Ёлочка».
  • «Собачка».
  • «Гараж», «Собачья будка».
  • «Колодец».

Бумажное конструирование

  • «Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.
  • «Разноцветный листопад», «Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).
  • «Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали).
  • «Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации).
  • «Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).
  • «Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).
  • «Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).
  • «Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).
  • «Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).
  • «Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).
  • «Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца).
  • «Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями).

Занятие по конструированию младшей группе

Занятие по конструированию в ДОУ имеет определённую структуру:

  1. Вводный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).
  2. Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).
  3. Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут).

Это важно. ОД по конструированию во второй младшей группе не превышает 15 минут.

Таблица: примеры конспектов занятий по конструированию во второй младшей группе (фрагменты)

Автор и название занятия

Ход занятия

Катерина А.
«Загон для детёнышей домашних животных» (конструирование из строительного материала)

В.: Сегодня мы побываем в гостях у куклы Маши. Маша хорошая хозяйка. У неё много домашних животных, помогите мне их назвать.
Воспитатель показывает детям животных, а малыши их называют.
В.: Почему эти животные называются домашними?
Дети: Они живут дома у человека.
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.
Кукла Маша делится радостной новостью, что у её животных в этом году родилось много детёнышей.
В.: Ребята, вы знаете, как зовут детёнышей домашних животных? Кто родился у свиньи, как зовут детёнышей коровы, лошади, козы?
Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель просит другого воспитанника подсказать правильный ответ. Совместно проговаривают трудные для произношения слова.
В.: Ребята, кукла Маша обращается к вам за помощью. Ей нужно построить загон для детёнышей домашних животных. Не хотите ли вы ей помочь?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель рассказывает, что каждый самостоятельно построит загон для животного, и говорит, что научит ребят строить загон. Показывает последовательность работы у себя на столе с крупным строительным материалом.
В.: Нужно взять кирпичик и поставить его на длинное ребро, затем по бокам поставить цилиндры, на цилиндры ставим призму — крышу, следующий кирпичик ставим аккуратно, близко кирпичик к кирпичику, следующий кирпичик ставим так же.
Ребята, что нужно сделать, чтобы животные могли выходить гулять?
Дети: Поставить ворота!
В.: Молодцы, ребята! Правильно догадались.
Воспитатель загадывает загадку:

  • Жёлтые комочки
    Лёгкие, как вата,
    Бегают за курочкой.
    Кто это? (Цыплята).

Физминутка под музыку «Курочка и цыплята» А. Филиппенко.

  • Вышла курочка гулять,
    Свежей травки пощипать.
    А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.
    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
    Не ходите далеко.
    Лапками гребите,
    Зёрнышки ищите.
    Съели толстого жука,
    Дождевого червяка,
    Выпили водицы,
    Целое корытце.
    Дети выполняют движения по тексту вместе с воспитателем.
    Воспитатель предлагает детям пройти за столы и присесть за свои места. Спрашивает, что лежит у них на столе, какого цвета. Дети называют детали конструктора — кирпичик, цилиндр, призма и какого они цвета и домашнего животного, которое будет жить в загоне.
    Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно построить загон для детёнышей, обращает внимание на правильность установления кирпичиков и на необходимость сделать ворота, чтобы животные могли выходить на прогулку. В процессе выполнения задания, если дети не справляются, воспитатель предлагает малышам помочь друг другу. После того как все постройки сделаны, педагог предлагает обыграть постройку.
    В.: Молодцы, ребята! Хорошие сделали постройки, не забыли и про ворота. Хорошо, что помогали друг другу в работе, а самое главное — помогли кукле Маше.
    Кукла Маша благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.

Лукьянова О.Г.
«Здравствуй, лес!» (Лего-конструирование)

Педагог: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано?
Дети: Лес.
Педагог: Что растёт в лесу?
Дети: Разные деревья.
Метод «Найдём нужную дорожку».
Технология проведения:
На магнитной доске изображена карта расположения домика Смешариков и двух деревьев, к которым ведут две дорожки — красная и жёлтая. Дети с помощью воспитателя методом сравнения выясняют, какое дерево находится ближе, а какое дальше.
Педагог: Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу?
Дети отвечают.
Педагог читает стихотворение:

  • В лесу растут растения:
    Ягоды, грибы,
    Разные деревья,
    Травка и кусты.

Физкультминутка

  • Ветер тихо клён качает (дети поднимают руки вверх),
    Вправо, влево наклоняет (качают ими вправо, влево).
    Раз — поклон, два — поклон (заводят руки за голову, делают наклоны вправо, влево).
    Зашумел листвою клён (качают руками).

Педагог: Ребята, садитесь на места. Сегодня мы с вами будем собирать деревья из деталей Лего-конструктора, а когда вы их соберёте, у нас получится целый лес. Посмотрите образец, какие цвета нам понадобятся? (Зелёный, коричневый). Давайте соберём. Посмотрите на технологическую карту: сначала ставим полукирпичик, для устойчивости нашего дерева, затем ставим кубик коричневого цвета, на него ещё 3 кубика. Сверху ставим кирпичик зелёного цвета, на него 2 кирпичика и ещё 1 кирпичик сверху. Получилось дерево. Теперь попробуйте сами построить такое же дерево из своего конструктора.
Во время работы включена аудиозапись звуков леса. Педагог помогает детям, у которых возникли трудности.
По окончании работы все деревья ставятся на стол, и дети их рассматривают.
Педагог: Вот какой лес у нас получился! Наше занятие закончено, вы сегодня старались, молодцы!

Павлова Н.В.
«Разноцветный листопад» (конструирование из бумаги)

Воспитатель приглашает всех детей посмотреть на красивый букет из осенних листьев, проговаривая цвет и размер листочков.
Читает стихотворение В. Шипуновой «Осенний букет»:

  • Соберём букет осенний
    Бабушке на день рожденья.
    Лист зелёный, лист бордовый,
    Вот зелёный листик снова,
    Жёлтый лист, лист золотой.…
  • Отнесём мы их домой.
    Много листьев надо нам,
    Пусть ещё нападают.

Воспитатель обращает внимание детей на картины, изображающие осень.
Воспитатель рассказывает: «Прошло лето, наступила осень. Осенью на улице холодно, листья на деревьях теперь не только зелёные, но и какие? (жёлтые, красные). Небо осенью тёмное, на нём тучи, наверное, пойдёт дождь. Дует ветер, и листья слетают с деревьев».
Предлагает сделать разноцветные листья и показать, как листья падают на землю. Поможет это сделать разноцветная бумага. Спрашивает, какого цвета дети возьмут бумагу (красную, жёлтую, зелёную, оранжевую). Раздаёт детям полоски бумаги разного цвета и предлагает разорвать на кусочки, чтобы получились небольшие, лёгкие листочки.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

  • Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого),
    Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).
    Листья берёзы, листья рябины,
    Листики тополя, листья осины (загибают пальчики, начиная с большого),
    Листики дуба мы соберём,
    Маме осенний букет отнесём («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

Самостоятельная деятельность детей. 
Дети садятся за столы, берут в руки полоски бумаги (по одной каждого цвета) и разрывают её на небольшие части. Воспитатель оказывает помощь малышам, которые затрудняются при выполнении задания.
Итог занятия.
Педагог читает стихотворение. Предлагает детям всем вместе подкинуть приготовленные ими разноцветные листья высоко над собой и покружиться.

  • Падают, падают листья,
    В нашем саду листопад.
    Красные, жёлтые листья.
  • По ветру вьются, летят.

Воспитатель хвалит детей: «Как много ребята сделали разноцветных листьев!».

Анализ занятия по конструированию

Обучая детей конструированию, педагог особое внимание должен уделять анализу занятия. При этом оценивается не только конкретный результат работы (красивая и аккуратная постройка или поделка), но и сам процесс конструирования: как внимательно ребята рассматривали образец, подбирали материалы, последовательно ли выполняли действия, использовали ли вспомогательные техники.

Воспитатель общается и со всем детским коллективом, и с каждым малышом в отдельности, чтобы убедиться, что новый материал хорошо усвоен.

Необходимо, чтобы педагог не просто сам проводил анализ, а побуждал к этому и воспитанников. Так, рассматривая построенные мосты, малыши пробуют сами определить, устойчивы ли опоры у конкретных построек (они должны быть крупными и невысокими), правильно ли выбрана деталь для перекрытия (иначе мост развалится). Затем акцент переносится на цветовое оформление сооружения: выделяются наиболее интересные варианты — контрастные мосты или, напротив, однотонные.

Другой пример — постройка домика для игрушки. Воспитатель может обратиться к игровому персонажу, например матрёшке, с вопросами: нравится ли ей жить в таком домике, из каких деталей он построен, какого цвета стены и крыша.

Воспитатель оценивает постройку от лица игрового персонажа

Кроме того, нужно отметить тех ребят, кто справился с заданием не только правильно, но и быстро: без труда подобрал детали, ставил их в необходимой последовательности, не делал ненужных беспорядочных движений.

Если кто-то из малышей плохо справился с работой, то воспитатель не должен его ругать, а похвалить за старание. Нужно поддержать ребёнка, сказав, что в следующий раз он обязательно покажет отличный результат (при этом педагог проводит с ним индивидуальную работу в свободное время).

Конструирование как тема по самообразованию воспитателя в младшей группе

Конструирование — широкая и многогранная тема, которая представляет большой потенциал для самообразования педагога. Воспитатель, работающий в младшей группе, может углублённо работать над следующими темами.

  • «Связь модельного конструирования с сюжетно-ролевой игрой». В раннем возрасте создание поделок практически неотделимо от игровых манипуляций с игрушками, и педагог может трансформировать это в конкретные увлекательные сюжеты.
  • «Лего-конструирование в рамках ФГОС». Это актуальное направление, когда так популярны «умные игры», способствующие развитию ребёнка. Яркий и полифункциональный материал «Лего» представляет собой огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности младшего дошкольника.
  • «Приобщение малышей 3–4 лет к технике оригами». Малыши четвёртого года жизни уже могут делать простейшие поделки, главным образом животных, с которыми потом можно поиграть или забрать домой.
  • «Развитие мелкой моторики воспитанников второй младшей группы через конструирование». Конструирование предполагает мелкую, кропотливую работу рук, что, в свою очередь, оказывает важное влияние на развитие речи.
  • «Развитие творческих способностей ребёнка через художественное конструирование». Главный акцент здесь ставится не на практическом применении поделки, а на её эстетической составляющей.

Каждый вид конструирования во второй младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в основном для практического применения — игры. Задача педагога — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и создавая положительную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»

Программное содержание:Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми дет...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»

Программное содержание:Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми дет...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»Автор: Никитина Т.В.Программное содержание:Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализирова...

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Построим городок малышам»

Активизировать поисковую деятельность детей.Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек.Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями, обозначая их пол...

Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышей? 8.10.2021 г.

Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышейКонструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук ...

Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышей? 8.10.2021 г.

Конструирование в младшей группе: как заинтересовать малышейКонструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук ...

Конструирование во второй младшей группе «Как заинтересовать малышей»

Создавая постройку из строительного материала, песка, снега или поделку из бумаги, ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный материальный продукт, предназначаемый в о...