"Осень" (Чем заняться с ребёнком на прогулке?)
Осень- переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие
краски. Потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха
понижается, одежда становиться объемной и не очень удобной. Но именно в это время года легко
привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
Одно из интереснейших занятий в это время года – сборка гербария, изготовление поделок из
природного материала.
Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать детям знания и
возможность усвоить понятие времени года.
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем
можно занять ребенка на прогулке осенью?
Наблюдение во дворе.
Пусть во дворе растет одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием.
Подходите к нему как можно чаще – рассматривайте и трогайте листочки. Обязательно обратите
внимание на пробегающую собачку, кошечку, пролетающих птиц. Поговорите о частях тела, способах
передвижения, их размере и о том, как они кричат. В песочнице – потрогайте прохладный, сухой и
мокрый песок. Обратите внимание и на одежду детей, играющих рядом. И покажите ребенку фокус.
Дайте в руку тонкую корочку льда, и кроха почувствует и увидит, как льдинка растает.
Прогулка в парк.
Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в пасмурные дни, и в погожие деньки
листопада. Во время прогулки прислушивайтесь к звукам вокруг: к шуршанию листвы, пению птиц.
Вспомните об осенних признаках, возможно вам повезет и вы сможете показать их ребенку.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Оденьтесь попроще. И позвольте ребенку
веселиться в свое удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать листья и зарываться
в них с головой.
В разных частях парка можно наблюдать разнообразие пейзажей и растений. Сегодня вы
полюбуйтесь кленом и соберите под ним букет из листьев. Завтра добавите в композицию веточку
рябины. Дуб будет прекрасным дополнением, да еще если под ним вы найдете гладкий желудь с
симпатичной шляпкой.
Беседы.
Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Возьмите в руку листик, посадите на
ладонь божью коровку, проведите рукой ребенка по коре дерева, обнимите и прижмитесь к нему.
Проговаривайте все, что рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик
клена. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот – желтый. А вот – красный. Фотографируйте
своего малыша на роскошном фоне. Такие фотографии помогут оживить в памяти прогулку, закрепить
впечатления и еще раз полюбоваться красотой родного края.
Заготовка природного материала.
Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Чем разнообразнее
материал, тем легче и интересней с ним работать. Листья можно использовать в аппликации. Шишки
применить в работе с пластилином, делая разных зверушек. Собранные сухие корни, ветки, шишки,
сучки имеют причудливую форму. Можно рассмотреть их и спросить ребенка: «На что походе? Что
напоминает?» Это помогает развить память, мышление и воображение. Сравнивая, дети вспоминают
сказочных героев, фантазируют, придумывают, что из чего модно сделать, какую композицию (с
участием человечков, зверей, птиц и т. п.)
Художественная литература.
И читайте как можно больше и чаще. Прививайте любовь к литературе, а через нее любовь к
родному краю.
Дети с удовольствием слушают сказки В. Бианки о животных с заниматель-ными сюжетами. Это
такие, как «Кто чем поет», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это
ноги?», «Лис и мышонок».