Методическая разработка «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка
Методическая разработка
«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_igrovye_tehnologii.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 г.Ярцева Смоленской области
Методическая разработка
«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
Разработала:
воспитатель МБДОУ детский сад №3
Горцева Людмила Сергеевна
г.Ярцево
2021 год
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
- Сформировать высокий уровень мотивации;
- развитие потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка;
- активизация деятельности детей;
- воспитание коллективизма, взаимопомощи, поддержки.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение воспитателей средних групп на тему: «Игровые технологии в образовательном процессе ДОО»
1) Расширять представления детей о работе аэропорта, знакомить с трудом стюардессы, контроллера, кассира, офицант, механика, диспетчера,таможенника, водителя, пилота, лётчика, обогащать словарь ...
Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по развивающим играм «Применение игровых технологий в образовательном процессе группы»
методическая разработка...
Методическая разработка «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»
Методическая разработка «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»...
Методическая разработка «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
Методическая разработка«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»...
"Методические рекомендации по применению современных игровых технологий в образовательном процессе"
quot;Методические рекомендации по применению современных игровых технологий в образовательном процессе"...