«Играя, познаём природу!»
консультация
Обучения в игре в эколого – образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraya_poznayom_prirodu.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Играя, познаём природу!»
Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к одним и тем же играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Значение проблемы обучения в игре в эколого – образовательном процессе очень велико.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод, и форма обучения , и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и представляет успешность ёё решения. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.
Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры. Заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков. Для детей, начиная с 4 – 5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно. Все игровые действия, без исключения, должны регулироваться правилами и ориентироваться на решение конкретных задач.
Таким образом, любая игра становиться дидактической, если в ней имеется учебная задача, игровые правила и игровые задачи.
Дидактические игры природоведческого и экологического содержания необходимо использовать с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменения в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Экологические игры
и их задачи.
Расширять, уточнять, систематизировать и закреплять представление детей о животном и растительном мире (особенности строения, приспособления). О характерных признаках сезона (осень, зима, весна, лето), их последовательности, причинах явлений, происходящих в природе. Общественных явлениях (труд людей, поведение в общественных местах); формирование умения играть в коллективе.
«Отгадай, что загадаю». (Вариант 1).
Дидактическая задача: упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление. Умение соотносить вербальный образ с визуальным.
««Отгадай, что загадаю». (Вариант 2).
Дидактическая задача: закреплять знания о птицах (морфология поведения, образ жизни и т. д.); продолжать узнавать птиц по описанию, заключенному в загадке; развивать память, мышление, воображение.
««Отгадай, что загадаю». (Вариант 3).
Дидактическая задача: обобщать и систематизировать знания о птицах; совершенствовать умение узнавать их по описанию; продолжать учить распределять птиц по группам ( перелётные и зимующие); объяснять причину отлета в теплые страны и возвращение в родные края.
«В мире клякс».
Дидактическая задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида; упражнять в распределении животных по группам.
«Назови малыша»
Дидактическая задача: упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
«Наши помощники – глаза».
Дидактическая задача: обратить внимание детей на то, что узнаванию вещей помогают глаза (зрение) – их помощники. Учить детей беречь их помощников.
«Кто и что делает из дерева?»
Дидактическая задача: расширить представление детей о том, что разные мастера делают из дерева: дома, мебель, посуду и др. Они делают не только полезные, но и очень красивые постройки, вещи, украшают их резьбой из дерева, окрашивают в разные цвета, рисуют на деревянных вещах красивые цветы и т. д. Если бережно относиться к вещам, они долго служат человеку и не утрачивают красоты.
«Из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»
Дидактическая задача: дать детям понятие о том, одежда бывает сделана из хлопчатобумажной ткани. Хлопок растет там, где много тепла и солнца. Из хлопка прядут нити, а из нитей ткут хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин и др. Платья и костюмы шьют на фабриках, в ателье и дома.
«По полям, по долам ходит шуба да кафтан».
Дидактическая задача: познакомить детей с тем, как изготавливают шерстяные ткани – из шерсти животных.
«Кто растит хлеб».
Дидактическая задача: дать представление детям о том, что хлеб нужен всем, кто его растит. Ученые, инженеры создали разные машины, помогающие людям в выращивании хлеба. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.
«Вкусная игра».
Дидактическая задача: познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с выпечкой крендельков. Доставить радость от необычной деятельности и угощения малышей. Укреплять проявление добрых чувств и отношений.
«Что вырастили люди».
Дидактическая задача: подвести итог впечатлениям и представлениям детей о том. Что подарило лето и осень людям, которые трудились в саду и огороде. Уметь классифицировать овощи и фрукты.
«Какое время года?»
Дидактическая задача: учит слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закрепить знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
«Необычное путешествие по временам года в круглый год».
Дидактическая задача: научить детей слушать содержание описательного текста и соотносить его со временем года. Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, отраженным в тексте. Упражнять в размышлении, применении пояснительной речи, для доказательства правильного названия времени. Познакомить с обобщающим понятием «круглый год», с понятием смены времен года.
«Поможем Незнайке».
Дидактическая задача: закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году. Учить детей слушать друг друга.
«Найди дерево».
Дидактическая задача: учить описывать внешний вид дерева, куста, цветка, – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов. После определения предмета – на слова «Раз, два, три – беги!» все кто правильно определил предмет, бегут к нему.
«Венок».
Дидактическая задача: знать и называть название цветов, соединяя их в венок – хоровод.
После слов ведущего: «Цветы увяли» - дети разбегаются по местам. Тот кто остался без места, продолжает игру, начиная плести венок вновь. (В игре можно использовать стихи о цветах).
«Наши растения».
Дидактическая задача: знать и называть растения данной местности.
«Где растет?»
Дидактическая задача: учит детей в игре (ловить мяч) называть то место, где растет названое растение.
«Найди пару».
Дидактическая задача: уметь находить соотношение плодов и листьев одного дерева.
Дети проходят через «волшебные ворота», соединив руки с плодом и листом одного дерева.
«Что растет в лесу?»
Дидактическая задача: знать и называть растения растущие в лесу.
«Что вырастили люди?»
Дидактическая задача: знать и называть овощи – одна команда, фрукты – другая, которые вырастили люди.
«Где спряталась матрешка?»
Дидактическая задача: уметь определять и называть растение по описанию формы стебля, листьев, цветка.
«Вершки и корешки».
Дидактическая задача: учить детей соотносить вершки и корешки одного растения.
(Можно проводить с картинками, а можно как подвижную игру).
«Какие овощи нужны для борща?»
Дидактическая задача:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играя, познаём природу".
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна д...
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и раз...
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»
Консультация для родителей «Играя, познаём природу»Именно в дошкольном возрасте, прогулка, наблюдения за природным и социальным миром, равным образом, как и игра, раскрепощают и захва...
"Играя, познаём природу"
quot;Играя, познаём природу"...
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"
Консультация для родителей "Играя, познаём природу"...