Методические рекомендации «Как организовать квест-занятие в ДОУ»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Метелина Марина Николаевна

Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_kvest-igru_v_dou.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Как организовать квест-занятие в ДОУ»

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.

Жан-Жак Руссо

Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов. 

Квест-занятие можно проводить и в библиотеке

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

  • 20–25 минут для младших дошкольников;
  • 30–35 минут для воспитанников средней группы;
  • 40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

  • Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
  • Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  • Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Выполнив одно задание, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:
  • распределение детей на команды;
  • знакомство с правилами;
  • раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  • Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
  • Что вызвало наибольший интерес?
  • Что узнали нового?
  • Что показалось трудным?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках ромашки

  • «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
  • заморозить в кубике льда;
  • написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
  • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
  • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
  • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
  • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Примеры заданий

  • «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
  • «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.

Собранное из кусочков изображение подскажет ребятам направление движения

  • «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
  • «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.

Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу

  • «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

Лишний предмет на картинке станет для малышей словом-подсказкой

  • «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
  • «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
  • «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Фотогалерея: дидактические пособия для игр

Надо найти ответ из предложенных и вставить шнурок в нужную ячейку

Воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить её из любого материала, который он выберет.

Сказочные герои (съёмные картинки) создают положительную мотивацию при выполнении заданий.

Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр

Алгоритм работы над программным содержанием игры:

  • Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
  • Какие задачи наиболее важны для детей?
  • Какие темы были бы действительно актуальными?
  • Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
  • Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
  • Какой результат хотелось бы видеть?
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
  • Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
  • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
  • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
  • зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
  • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
  • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
  • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  • Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
  • продумать методику проведения игровых испытаний;
  • подготовить презентацию для вводной части;
  • продумать музыкальное оформление;
  • подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке квеста:

  • Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
  • Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
  • Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
  • Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
  • Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
  • Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
  • Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
  • Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
  • В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: «Как организовать игровую деятельность в семье для детей 5-6лет»

В этой работе даны методические рекомендации по взаимодействию педагогов с семьёй...

Методическая рекомендация для воспитателей «Как правильно организовать и провести дидактическую игру»

Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. В частности, дидактическая игра помогает учить детей, тренировать и развивать их умственные способности, прививать...

Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быт...

Методическая разработка квест - занятия по физической культуре в подготовительной группе "Путешествие на остров Сокровищ"

Методическая разработка квест - занятия по физической культуре для дошкольников подготовительной группы....

Методические рекомендации: «Как организовать игровую деятельность в семье для детей 5–6 лет» Мордвинцева Н.Ю.

Методические рекомендации:«Как организовать игровую деятельность в семье для детей 5–6 лет»Содержание1. Педагогическая ценность игры2. Возрастные особенности детей 5-6 лет3. Соз...

Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методическая рекомендация  по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...