Консультация для воспитателей "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей"
консультация
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 « Теремок»
Консультация для воспитателей
""Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей".
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М.М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
- пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
- с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
- с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
- пальчиковый театр,
- народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и.т.д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Я иголки не боюсь.
Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.
Чудо–прищепки.
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
« Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/21/picture-50219.jpg)
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-202760-1679480634.jpg)
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/01/picture-1072071-1614586221.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей".
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей"....
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/27/picture-1076718-1690443833.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей".
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-1342234-1629279988.jpg)
Консультация "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей".
Готовим руку к письму....