«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
консультация
«Начало искусства слова – в фольклоре» М. Горький.
Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_razv.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Струкова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с 68
г. Белгород
«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
«Начало искусства слова – в фольклоре» М. Горький.
Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи.
При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой: дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.
При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо выстроивать в тесном взаимодействии с родителями.
Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять, запомнать, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В работе с детьми рекомендую использовать следующие виды фольклора:
- Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
- Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
- Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
- Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать потешки, припевки не только на занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми
В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам. Самое пристальное внимание уделять формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, очень удобно опираться на методические рекомендации по детской литературе В. А. Гриценко «Пришли мне чтенье доброго». Где программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы.
Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.
Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Очень важно обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову. Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми. Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-значимые проблемы, ставить цели и принимать решения, развивать коммуникативные умения .
Работа в данном направлении даёт свои положительные результаты:
1. У детей повышается интерес к устному народному творчеству;
2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки.
3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;
4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Литература:
- Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.
- Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.
- Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.
- Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987
- Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.
- Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...
Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"
Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....
Консультация на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков детей дошкольного возраста»
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Обогащение детей знаниями о народном фольклоре, нач...
Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....
Статья: «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей»
Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интер...
Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил....