План самообразования на тему: "Экологическое воспитание детей старшей группы"
методическая разработка (старшая группа)

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"Управления делами Президента Российской Федерации

План самообразования на тему:

 «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Воспитатель Гайнанова Айгуль Ильдусовна

2019 – 2020 учебный год

Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы»

Цель:

  • Изучение особенностей экологического воспитания детей старшего возраста.
  • Повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности.
  • Привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

Задачи:

  • Овладение методами экологического воспитания;
  • Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
  • Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой.

Актуальность выбранной темы:

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

План работы на год

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Детство-Пресс, 2016г.

2.Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
3. С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
4. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
5. А.И.Иванова»Живая экология»(Программа экологического образования дошкольников».2007г.
6. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
7.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г.
8. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.

Работа с детьми

сентябрь

Задачи:

1.Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холодно; увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало – первыми спрятались насекомые).

2.Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается).

3.Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь.

4.Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Наблюдения:

- за солнцем,

- за погодой,

- за растениями,

- за насекомыми,

- за птицами.

Беседы:

- правила друзей леса,

- наш урожай,

- Грибы: друзья или враги.

Занятие «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» (О.Воронкевич, стр.198)

октябрь

Задачи:

1.Продолжать формирование представлений о втором периоде осени – золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев)

2.Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты).

3.Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?)

4.Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки.

5.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения).

Наблюдения:

- за солнцем,

- за осадками,

- за небом,

- за деревьями.

Беседы:

- мой четвероногий друг,

- как растения готовятся к зиме,

- о дожде.

Занятия:

- «Беседа о домашних животных»  (О.Воронкевич, стр.199)

- «Рассматривание злаковых растений. (О.Воронкевич, стр.202)

- «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» (О.Воронкевич, стр.203)

- «Речка, реченька, река» (О.Воронкевич, стр.204)

ноябрь

Задачи:

1.Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь – это ворота зимы. Ввести понятие «снеговей».

2.Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).

3.Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки).

4.Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы.

5.Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям.

6.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств – слух).

Наблюдения:

- за небом и осадками,

- за растениями,

- за птицами.

Беседы:

- Как следы осени искали,

- Как животные леса готовятся к зиме,

- как человек готовится к зиме,

- птицы осенью.

Занятия:

- Рассматривание и сравнение лисы и собаки (О.Воронкевич, стр.207),

- Рассматривание и сравнение комнатных растений (герань душистая – герань зональная; бегония-рекс – аспидистра) (О.Воронкевич, стр.209)

- «Самая быстрая улитка в мире» (О.Воронкевич, стр.210)

- «Кто живет в реке и в озере» (О.Воронкевич, стр.211)

декабрь

 Задачи:

1.Формировать представление детей о первом периоде зимы.

2.Закрепить представление о снеге. Как особом состоянии воды.

3.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимних условиях.

Наблюдения:

- за ветром и осадками,

- опыт. Вносим в группу лед и снег – что быстрее растает?

Беседы:

- Как человек приготовился к зиме,

- Наш участок зимой,

- Что случилось зимой на реке,

- декабрь – полночь года.

Занятия:

-. «Знакомство с волком» (О.Воронкевич, стр.214)

- «Знакомство с новыми растениями – традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус) (О.Воронкевич, стр.217)

- «О снеге» (О.Воронкевич, стр.218)

- Экологическая викторина «Знатоки природы» (О.Воронкевич, стр.220)

Январь

Задачи:

1.Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы.

2.Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погод по приметам.

3.Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос).

Наблюдения:

- за состоянием погоды и снега,

- определение погоды по приметам,

- за птицами.

Занятия:

- «Зимой в лесу» (О.Воронкевич, стр.222)

- «Растение как живое существо» (О.Воронкевич, стр.224)

- «Для чего человеку нос?» (О.Воронкевич, стр.226)

февраль

Задачи:

1.Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы.

2.Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы.

3.Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания.

4.Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о нервной системе.

Наблюдения:

- за солнцем, небом, снежным покровом,

- опыт: срезать ветки разных деревьев, поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки.

Беседы:

- «Февраль – месяц «лютого» голода для зверей и птиц»,

- «О чем рассказывает Красная книга»,

- «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Занятия:

- «Знакомство с животными жарких и холодных стран» (О.Воронкевич, стр.228)

- «Наши умные помощники – органы чувств» (О.Воронкевич, стр.231)
- «Как много интересного бывает зимой» (О.Воронкевич, стр.237)

март

Задачи:

1.Формировать представления детей о марте, как о месяце пробуждения природы.

2.Развивать умственную операцию «обобщение» и систематизацию животных по разным признакам.

3.Формирование желания ухаживать за комнатными растениями.

4.Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (круговорот воды в природе).

6. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается?

Наблюдения:

- за увеличением светового дня,

- за птицами,

- за растениями в группе и на участке.

Беседы:

- Пробуждение природы,

- Март –месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен,

- Что такое туманы и облака,

- Весенний лед.

Занятия:

- «У нас в гостях животные» (О.Воронкевич, стр.241)

- «Что и как человек ест» (О.Воронкевич, стр.243)

- «Муравьи – санитары леса» (О.Воронкевич, стр.246)

апрель

Задачи:

1.Развивать у детей самостоятельно находить новые признаки весны в неживой природе.

2.Развивать умственную операцию «обобщение», доказательню речь.

3.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя).

Наблюдения:

- за таянием снега и льда,

- первым весенним дождем,

- за птицами и насекомыми.

Занятия:

- «Ручеек» (О.Воронкевич, стр.247)

- «Доктора леса или Путешествие в весенний лес» (О.Воронкевич, стр.253)

май

Задачи:

1.Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе.

2.Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу.

3.Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы.

4.Познакомить детей с закаливанием – средством здорового образа жизни.

Наблюдения:

- за небом,

- грозой,

- за цветением,

- за птицами и насекомыми,

- опыт: предложить детям аккуратно поймать жука и сороконожку. Насыпать на лист бумаги песок, пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить следы.

Занятия:

- «Заключительная беседа о весне» (О.Воронкевич, стр.258)

Работа с семьёй

сентябрь

Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье». «Осенний урожай» – выставка даров осени.

октябрь

Создание уголка природы.

ноябрь

Открытый показ НОД в старшей группе.

декабрь

Совместная поделка кормушек для птиц.

февраль

Открытый показ НОД в старшей группе.

март

Консультация «Весенние прогулки»

май

Консультация «Лето - время новых открытий»

Самореализация

Май

Открытый показ НОД в старшей группе.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы детского сада...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Представлен тематический план работы в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

СентябрьТема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речиРабота над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, ...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план поможет вести работу по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента....

план самообразования. ТЕМА:"Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе"

Воспитание гражданина и патриота своей страны. •Формирование  нравственных ценностей....

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи: ü  Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;ü...