План самообразования на тему: "Экологическое воспитание детей старшей группы"
методическая разработка (старшая группа)
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2019-2020_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"Управления делами Президента Российской Федерации
План самообразования на тему:
«Экологическое воспитание детей старшей группы».
Воспитатель Гайнанова Айгуль Ильдусовна
2019 – 2020 учебный год
Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы»
Цель:
- Изучение особенностей экологического воспитания детей старшего возраста.
- Повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности.
- Привлечение родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- Овладение методами экологического воспитания;
- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
- Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой.
Актуальность выбранной темы:
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
План работы на год
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Детство-Пресс, 2016г. 2.Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» |
Работа с детьми | сентябрь | Задачи: 1.Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холодно; увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало – первыми спрятались насекомые). 2.Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается). 3.Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь. 4.Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. Наблюдения: - за солнцем, - за погодой, - за растениями, - за насекомыми, - за птицами. Беседы: - правила друзей леса, - наш урожай, - Грибы: друзья или враги. Занятие «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» (О.Воронкевич, стр.198) |
октябрь | Задачи: 1.Продолжать формирование представлений о втором периоде осени – золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев) 2.Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты). 3.Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?) 4.Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки. 5.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения). Наблюдения: - за солнцем, - за осадками, - за небом, - за деревьями. Беседы: - мой четвероногий друг, - как растения готовятся к зиме, - о дожде. Занятия: - «Беседа о домашних животных» (О.Воронкевич, стр.199) - «Рассматривание злаковых растений. (О.Воронкевич, стр.202) - «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» (О.Воронкевич, стр.203) - «Речка, реченька, река» (О.Воронкевич, стр.204) | |
ноябрь | Задачи: 1.Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь – это ворота зимы. Ввести понятие «снеговей». 2.Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»). 3.Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки). 4.Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы. 5.Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям. 6.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств – слух). Наблюдения: - за небом и осадками, - за растениями, - за птицами. Беседы: - Как следы осени искали, - Как животные леса готовятся к зиме, - как человек готовится к зиме, - птицы осенью. Занятия: - Рассматривание и сравнение лисы и собаки (О.Воронкевич, стр.207), - Рассматривание и сравнение комнатных растений (герань душистая – герань зональная; бегония-рекс – аспидистра) (О.Воронкевич, стр.209) - «Самая быстрая улитка в мире» (О.Воронкевич, стр.210) - «Кто живет в реке и в озере» (О.Воронкевич, стр.211) | |
декабрь | Задачи: 1.Формировать представление детей о первом периоде зимы. 2.Закрепить представление о снеге. Как особом состоянии воды. 3.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимних условиях. Наблюдения: - за ветром и осадками, - опыт. Вносим в группу лед и снег – что быстрее растает? Беседы: - Как человек приготовился к зиме, - Наш участок зимой, - Что случилось зимой на реке, - декабрь – полночь года. Занятия: -. «Знакомство с волком» (О.Воронкевич, стр.214) - «Знакомство с новыми растениями – традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус) (О.Воронкевич, стр.217) - «О снеге» (О.Воронкевич, стр.218) - Экологическая викторина «Знатоки природы» (О.Воронкевич, стр.220) | |
Январь | Задачи: 1.Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы. 2.Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погод по приметам. 3.Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос). Наблюдения: - за состоянием погоды и снега, - определение погоды по приметам, - за птицами. Занятия: - «Зимой в лесу» (О.Воронкевич, стр.222) - «Растение как живое существо» (О.Воронкевич, стр.224) - «Для чего человеку нос?» (О.Воронкевич, стр.226) | |
февраль | Задачи: 1.Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы. 2.Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы. 3.Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания. 4.Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о нервной системе. Наблюдения: - за солнцем, небом, снежным покровом, - опыт: срезать ветки разных деревьев, поставить в группе на солнце и в тень. Понаблюдать, где быстрее появятся набухшие почки. Беседы: - «Февраль – месяц «лютого» голода для зверей и птиц», - «О чем рассказывает Красная книга», - «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Занятия: - «Знакомство с животными жарких и холодных стран» (О.Воронкевич, стр.228) - «Наши умные помощники – органы чувств» (О.Воронкевич, стр.231) | |
март | Задачи: 1.Формировать представления детей о марте, как о месяце пробуждения природы. 2.Развивать умственную операцию «обобщение» и систематизацию животных по разным признакам. 3.Формирование желания ухаживать за комнатными растениями. 4.Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (круговорот воды в природе). 6. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается? Наблюдения: - за увеличением светового дня, - за птицами, - за растениями в группе и на участке. Беседы: - Пробуждение природы, - Март –месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен, - Что такое туманы и облака, - Весенний лед. Занятия: - «У нас в гостях животные» (О.Воронкевич, стр.241) - «Что и как человек ест» (О.Воронкевич, стр.243) - «Муравьи – санитары леса» (О.Воронкевич, стр.246) | |
апрель | Задачи: 1.Развивать у детей самостоятельно находить новые признаки весны в неживой природе. 2.Развивать умственную операцию «обобщение», доказательню речь. 3.Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя). Наблюдения: - за таянием снега и льда, - первым весенним дождем, - за птицами и насекомыми. Занятия: - «Ручеек» (О.Воронкевич, стр.247) - «Доктора леса или Путешествие в весенний лес» (О.Воронкевич, стр.253) | |
май | Задачи: 1.Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе. 2.Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу. 3.Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы. 4.Познакомить детей с закаливанием – средством здорового образа жизни. Наблюдения: - за небом, - грозой, - за цветением, - за птицами и насекомыми, - опыт: предложить детям аккуратно поймать жука и сороконожку. Насыпать на лист бумаги песок, пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить следы. Занятия: - «Заключительная беседа о весне» (О.Воронкевич, стр.258) | |
Работа с семьёй | сентябрь | Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье». «Осенний урожай» – выставка даров осени. |
октябрь | Создание уголка природы. | |
ноябрь | Открытый показ НОД в старшей группе. | |
декабрь | Совместная поделка кормушек для птиц. | |
февраль | Открытый показ НОД в старшей группе. | |
март | Консультация «Весенние прогулки» | |
май | Консультация «Лето - время новых открытий» | |
Самореализация | Май | Открытый показ НОД в старшей группе. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы детского сада...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы.
Представлен тематический план работы в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
СентябрьТема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речиРабота над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, ...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Перспективный план поможет вести работу по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента....
план самообразования. ТЕМА:"Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе"
Воспитание гражданина и патриота своей страны. •Формирование нравственных ценностей....
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».
Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.Задачи: ü Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;ü...