Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"
консультация

Шевцова Любовь Николаевна

Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. Как помочь организму ребенка сформировать защитнуюю систему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов, которые характеризуются особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:

– уровень физиологических систем организма;

– уровень физического развития и его гармоничность;

– степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;

– отсутствие заболеваний в момент обследования.

Процесс развития детского организма – это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:

– незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;

– непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;

– меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;

– высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;

– неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;

– гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей.

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3—4 года, 6—7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды (М.В. Антропова, Н.В. Дубровинская, Л. К. Семенова, Д. А. Фарбер и др.).

Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в свою очередь включает три категории:

– качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;

– уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;

– стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста (О. О. Филиппова). 

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья, и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего - от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. Известный отечественный педагог В. А Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».

Первый этап укрепления здоровья детей начинаем  со знакомства  детей с особенностями тела человека. Чтобы дети могли лучше изучить свое тело, просим их подойти к зеркалу и рассмотреть себя и своего соседа. Также около зеркала ребятам предлагаем изобразить как, по их мнению, выглядит здоровый и больной человек.

Овладение знаниями через игру - главное условие работы. В дидактической игре «Назови и покажи» называем какое – то действие, а дети называют соответствующий орган и показывают его.  «Умею – не умею» акцентируем внимание детей на умениях и физических возможностях своего организма. При помощи серии дидактических игр детей подводим к мысли о том, что организму для здоровья необходимы разные полезные продукты и витамины. Это такие игры, как «Полезно – неполезно», «Составь меню», «Чудесный мешочек», «Красный – синий», «Разложи правильно».

Еще одна форма, которую полюбили дети - «Размышления детей на тему…», проводится в теплой непринужденной обстановке. Дети собираются в круг, обычно это проходит в утреннее время, и говорим о здоровье человека. Малыши рассказывают, как с родителями проводили время с пользой для здоровья. Также мы предлагаем детям проблемную ситуацию. Обсуждая ее, дети методом проб и ошибок делают выводы о важности здорового образа жизни для человека. Большое внимание необходимо уделять работе с наглядным материалом. В «уголок здоровья» вносим различные иллюстрации с изображением больного и здорового человека, полезных и вредных продуктов.

Сформировав у детей представления о человеке как о части природы, переходим ко второму этапу, цель которого - дать элементарные представления об отдельных частях тела и основных органов чувств, сформировать навыки ухода за ними. Чтобы на конкретном примере показать, к чему может привести несоблюдение человеком элементарных правил сохранения своего здоровья, используем моделирование ситуации, цель которой – в реальных условиях показать, что здоровый человек – это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за здоровьем разных частей тела. Чтобы подвести детей к пониманию роли разных частей тела в организме человека, проводим игровой тренинг. Учим выполнять игровой массаж – самомассаж.

Цель третьего этапа – формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, закрепление знаний о здоровом образе жизни. Организуя работу на этом этапе, стараемся показать, что здоровый человек должен не только ухаживать за своим телом, но и соблюдать режим дня, заниматься спортом, много гулять, закаливать свой организм. Этому способствуют занятия на спортивном комплексе, организация двигательной активности на прогулке. Досуги и развлечения проводим не только в помещении, но и на свежем воздухе. Осуществляем закаливающие процедуры: в летнее время во время прогулок на свежем воздухе принимаем воздушные ванны, ходим по «Ручейку здоровья», перед дневным сном моем ноги и обтираем полотенцем, в зимний период обтираем ноги влажной салфеткой, а за тем сухой. В течении всего учебного года проводим гимнастику для глаз, дыхательные упражнения.  Продолжаем искать новые идеи  по формированию здорового образа жизни у детей, расширяем и углублять их знания об организме человека, необходимости заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих его людей.

Литература : Пенкина Н. И., Баринова Н. В., Павлова О. И. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития  научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 113-116. URL: https://apni.ru/article/830-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...

Консультация для педагогов" Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"

Цель:  Повышение и развитие профессиональных знаний по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни через создание развивающей средыНормой жизни и поведения каждого человека должно быть соз...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. П...

Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды" 04.12.2020г.

Консультация для педагоговПриобщение детей к здоровому образу жизничерез создание развивающей среды...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

Консультация: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».

Консультация для воспитателей:«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»....