Описание РППС
материал (средняя группа)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_razvivayushchey_predmetno_-_prostranstvennoy_sredy.docx | 832.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №111
Описание предметно - развивающей среды средней группы «Затейники»
Воспитатель: Полянская О.С.
Одно из условий ФГОС - организация развивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственную среду выстраиваю с учётом тематического принципа построения образовательного процесса. При создании развивающей предметно-пространственной среды реализую одну тему, соответствующую комплексному плану или тему, инициированную детьми. Содержание среды соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного учреждения.
Созданная мною предметно – пространственная развивающая среда соответствует следующим принципам построения:
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка способствовать формированию предпосылок учебной деятельности.
Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
В рабочей зоне осуществляется образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Активная зона предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве.
Спокойная зона предназначена для отдыха детей и их уединения.
Пространство группы выстроила по пяти образовательным областям: познавательное развитие включает в себя природный уголок и экспериментирования, математический и информационно – коммуникативный уголок;
для речевого развития создан книжный уголок;
для социально – коммуникативного развития есть патриотический уголок, уголок по ПДД, уголки сюжетно – ролевой игры для мальчиков и девочек, зоны для отдыха и уединения;
для художественно – эстетического развития созданы музыкальный и театральный уголки, уголок изобразительной деятельности;
для физического развития - спортивный уголок , включающий в себя как традиционный спортивный инвентарь, так и нестандартное оборудование для занятий физкультурой и закаливания.
Мой опыт показывает, что только комплексное использование различных игрушек, игр и наглядных пособий обеспечивает всестороннее развитие и образование детей.
Все пространство моей группы распределено в соответсвии с комплексным подходом к ПРС ДО, который предполагает обеспечение ДОУ оборудованием и материалами для развития детей.
Центр изо деятельности
«Территория творчества»
В данном центре дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение и мелкую моторику рук.
Материалы:
альбомные листы для рисования, цветные карандаши, гуашь, кисти, пластилин, салфетки, баночки – непроливайки для промывания кистей от красок, светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей.
Центр познания «Мир вокруг нас»
включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам:
В нем представлен основным эталоны количество и счет, цвет, форма, величина. В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей, самообучающие или составные игрушки, требующие соотнесения размеров, форм, цветов разных деталей, геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар и куб, круг и квадрат), предметные и сюжетные картинки (одежда, посуда, овощи),
мелкая и крупная геометрическая мозаика, пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец, сборные – разборные игрушки, наборы разрезных картинок, материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурок для нанизывания, шнуровки), вкладыши геометрических фигур, животных, игрушек и т. д., дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития, настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания, парные картинки, серии предметных картинок («кто, где, живет?», «Из чего это сделано?» и т. д.);
Спортивно - оздоровительный центр
В данном центре расположено оборудование для ходьбы: пуговичная дорожка, дорожка массажная для профилактики плоскостопья, ребристая доска,кегли, косички, веревочки, скакалки, атрибуты для ОРУ: флажки, погремушки, платочки (по количеству детей), атрибуты для подвижных игр: рули, маски, «боулинг», массажные мячики – тренажеры;мячи: резиновые (разных размеров, надувные, массажные мячи).
Центр учебной деятельности
Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом навыков и умений.
Уголок уединения
При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство.
Уголок уединения помогает малышам адаптироваться к новым условиям,
предупреждает нервное перенапряжение, снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Центр Правил дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, жезл регулировщика и фуражка, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный макет с разметкой улиц, домов и дорог.
Театральный центр
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В данном центре расположены:различные виды театра: настольный, деревянный, резиновый, бумажный,маски, шапочки животных, игрушки пальчикового театра, одежда для ряжения.
Центр природы
«Мир вокруг нас»
Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. В данном центре расположены:комнатные растения, коллекция камней, природного материала,календарь природы по временам года, материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений), иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, цветов, иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, птиц, насекомых),растения, характерные для времён года (ветки вербы – весной, букет жёлтых листьев – осенью и т. д.), серия тематических картин.
Конструктивно – строительный центр
содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят ипользуя: настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), крупные объемные геометрические формы 4-х цветов, фигурки для обыгрывания построек, наборы фигурок диких и домашних животных, птиц, людей, транспорт для обыгрывания построек.
Центр речевого развития «Речевичок»
Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки
Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные: - книжный уголок - дидактический, наглядный материал Дидактический, наглядный материал: - дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами - альбом (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи) - сюжетные, предметные картинки - разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин), детские книги с учетом возраста, игрушки для обыгрывания литературных произведений, иллюстрации к детским произведениям, сюжетные картинки, что способствует ознакомлению с окружающим социальным миром, расширению кругозора детей, формирование целостной картины мира, так же имеются настольно-печатные игры для формирования словаря и воспитания звуковой культуры речи.
Центр сюжетно – ролевых игр
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. В центре сюжетно – ролевых игр расположены: сюжетные игрушки, изображающие животных и их детёнышей, игрушки транспортные (машины разного размера и назначения, коляски), игрушки, изображающие предметы труда и быта, игрушки для развития предметных действий, ролевые атрибуты к играм имитациям и сюжетным играм, куклы и одежда для них. «Кукольный уголок»: диван, кроватка с постельными принадлежностями, кухонный стол, раковина, плита, шкаф для посуды, стиральная машинка, набор кухоннойпосуды.
«Магазин»: стойка (этажерка, корзины, продукты, овощи, фрукты.
«Парикмахерская»: трюмо с зеркалом, игрушечные наборы, расчёска, баночки (крем, шампунь).
«Гараж»: различные машины.
Центр Патриотического воспитания «Патриот»
Большое внимание я уделяю воспитанию в детях патриотических чувств, формированию их гражданской позиции. Провожу тематические праздники «День защитника Отечества», «Покорители космоса», «День Победы». В данном центе расположены Портрет действующего президента России, символика страны и края ( герб, флаг). Карты Красноярского края .Иллюстрации с изображением столицы и городов России. Альбомы с изображением достопримечательностей края города, где рядом с достопримечательностью изображены дети, а также дети могут навести считывающее устройство на QR-код и прослушать аудио сообщение о данной достопримечательности.
Уголок для родителей.
В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию. Родители воспитанников активно помогают осуществлять все задуманное их детьми. Привлекаю родителей к подготовке и участию в утренниках, праздниках и спортивных развлечениях
В течение года материал меняется в соответствии с календарно - тематическим планированием, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала дети исследуют окружающий мир, что способствует их успешному всестороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание РППС
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды 1 младшей группы "Гномики"....
Описание РППС в подготовительной группе
Чтобы ребенок активно развивался в детском саду, педагогу необходимо создать условия для детского развития....
Описание РППС д/с "Светлячок"
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада "Светлячок" с коментариями...
Описание РППС старшая группа "Светлячок"
Описание РППС...
Пояснительная записка с описанием РППС подготовительная группа
Предметно - пространственная среда...
описание РППС
описание РППС...
Описание РППС
описание РППС...