Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей 2–3 лет».
методическая разработка (младшая группа)

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Составила : Макенова Д.О.

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формированиепредставлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорноговозрасте очень велико .Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребѐнка постоянно. Сначала ребѐнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребѐнок стремится к взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребѐнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из куклами у маленьких детей формируются культурно- гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнѐру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря. Вот некоторые примеры занятий с детьми. Эта игра познакомит ребѐнка с формами предметов. Организуйте весѐлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребѐнку будет всѐ равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймѐт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребѐнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый. «Чтение потешек». Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребѐнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это не получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребѐнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте. «Сравни предметы». Перед ребѐнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей. «Оденем кукол». Маленький ребѐнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребѐнка помочь куклам. Если сначала ребѐнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребѐнка.кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. «Запомни картинку». этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждойкартинке должен быть изображѐн какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребѐнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещѐ не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребѐнка. «Будь внимателен». Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» -изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

«Загадки». До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лѐгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребѐнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей

дошкольного возраста через развивающие игры

Ребѐнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствамидругих предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребѐнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всѐ это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребѐнка с сенсорной культурой человечества. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребѐнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажѐрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребѐнка. Сенсорное развитие ребѐнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребѐнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребѐнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные игры и т. д. Работая не один год над проблемой «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры» я создала развивающею среду в своей группетаким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Игры, развивающие сенсорные способности детей позволяют так же и мелкую моторику. Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлѐк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе я не стремлюсь покупать большое количество развивающих игр, многое делаю своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно их привлекает, и они с удовольствием играют в них. Достоинство этих игр ещѐ в том, что они не требуют какого-то специального материала, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание помочь детям. В изготовлении игр использую не только приобретѐнный в магазине материал, но и бросовый – это пробки от бутылок, различные баночки, старые фломастеры, пластинки. Обращаюсь к родителям, видя над какой важной проблемой, я работаю в развитии детей, они мне не отказывают в помощи изготовления игр. Вашему вниманию представлены игры, изготовленные мной и в сотрудничестве с родителями. На протяжении нескольких лет работы мной активно используются различные игры - тренажѐры, как заимствованные у других педагогов, так и разработанные лично. С их помощью решаются различные дидактические задачи.

Такие как:

1 Знакомство с сенсорными эталонами;

2 Развитие мелкой моторики руки;

3 Формирование и активизация словаря ребѐнка и другие.

Для изготовления этих игр так же использую различный бросовый материал. Чуть - чуть фантазии и получаются замечательные игры для развития детей. Эти развивающие игры могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в непосредственно образовательной деятельности. Изготовление развивающих игр стало для меня любимым занятием. Изучив опыт других педагогов, и на основе своего опыта мне пришла идея – создать развивающие книги. Участвуя в районной методической выставке «Испокон века книга растит человека» я изготовила книгу «Сказка о пешеходах и машинах». Каждая страница с заданиями, сюжет сказки о том, как пешеходы и машины поссорились, а помириться им помог регулировщик. Следующая книга – это игры на развитие мелкой моторики и сенсорики. Используя, эти книги в работе у детей развивается: память, внимание, мышление, речь. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребѐнок умнее. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорики и мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада всѐ это помогло мне добиваться поставленных целей. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так в...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Игры для сенсорного развития детей".

Сенсорное развитие детей 3-4 лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольств...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета....