Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам народной культуры (средствами и элементами музейной педагогики).
презентация

Лапина Наталья Анатольевна

презентация моей педагогической деятельности по теме "Музейная педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида (МБДОУ «Детский сад №212 «Солнышко») Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам народной культуры (средствами и элементами музейной педагогики). Н.А.Лапина Барнаул 2022

Слайд 2

Актуальность: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.

Слайд 3

Музейная педагогика в ДОУ– это инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Слайд 4

Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Задачи: Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Слайд 5

Принципы музейной педагогики: Наглядность Динамичность Доступность Содержательность Методы используемые в музейной педагогике, многообразны и подходят для всех возрастных групп: Погружение в прошлое Манипулирование с музейными предметами Сюжетно-ролевая игра с переодеванием Экскурсия по выставке Беседа и т.д. Формы музейной педагогики: Мини-музей (выставки, экспозиции)

Слайд 6

Одна из задач нашей работы: воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к родине, которую мы реализуем, через знакомство с историческим прошлым, культурой и бытом нашей страны, с произведениями народного декоративно - прикладного искусства с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью. При организации экспозиций, выставок мы учитываем возраст и интересы детей. Родители и дети – это активные участники. Здесь могут размещаться детские работы и работы выполненные совместно с родителями.

Слайд 7

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка. Родители не только заинтересовались, но и активно принимали участие. От родственников и знакомых привозили предметы старины (прялка, чугунные утюги, керосиновые лампы, рубель, деревянные ложки, чашки и т.д). Благодаря родителям воспитанников у нас появились куклы в русских народных костюмах, воспитанники рассматривали одежду, интересовались названием. Видя интерес детей организовали совместно с родителями выставку «Русский головной убор –кокошник». Дети по желанию рассматривали экспонаты, обсуждали их особенности, задавали вопросы воспитателю, использовали некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользовались дидактическими играми и проводили самостоятельные исследования.

Слайд 8

выставка: «Русский головной убор – кокошник» Рассказ воспитателя Беседа

Слайд 9

Продуктивная деятельность (рисование с элементами аппликации)

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра

Слайд 11

Следующим этапом, мы решили расширить представления воспитанников и познакомить с русским бытом, традициями. Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности : «женское рукоделие», коврики, скатерти, полотенца , салфетки, панно, устаревшие предметы быта. С детьми мы знакомились с историческим прошлым нашей Родины, проводили беседы «Гости в горнице», «Русская изба», «Русская печь», «Золотое веретено», «Эх лапти мои, Лапти липовые», мультимидийные презентации: «Из Прошлого ложки», «Как строили дом на Руси», совместно с детьми изготовили макеты «русская печь», «русская изба», организовывали театрализованные игры, з апустили долгосрочный проект «Русский быт».

Слайд 12

Выставка: «времён связующая нить…»

Слайд 14

Экспозиция «Русский быт» «домашняя утварь» «русская печь»

Слайд 15

Рисование «русская изба» Макет «русская изба»

Слайд 16

Рисование «красота русского костюма»

Слайд 17

Театрализованные игры

Слайд 18

Нами были организованы следующие экспозиции, отражающие возраст детей и определенную тематику: «Семейные традиции» «Декоративно-прикладное искусство» в рамках работы по данной теме был разработан проект «Приобщение детей дошкольного возраста к ДПИ» «Куклы из глубины веков…», «Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. В рамках этой деятельности был организован мастер-класс с детьми.

Слайд 19

«Семейные традиции» , где собраны реликвии – предметы, которые семья передает из поколения в поколение. Экспозиция направлена на воспитание любви и уважения к семье, к ее традициям, на развитие исследовательских, творческих навыков детей в совместной работе со взрослыми. На подготовительном этапе оформления данной экспозиции были проведены следующие мероприятия: рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; дидактические и сюжетно-ролевые игры; разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; составление рассказов о семье, оформление стенгазеты «Семейные традиции».

Слайд 20

«традиции моей семьи»

Слайд 21

Выставка: куклы из глубины веков Рассказ воспитателя Мастер-класс с детьми «кукла-пеленашка»

Слайд 22

Выставка: Из истории игрушек…

Слайд 23

Рисование «Дымковская барыня», «Нарядный индюк» Пластилинография «Дымковская игрушка»

Слайд 24

Рисование «городецкая доска» Пластилинография «русская матрёшка»

Слайд 25

Мини-выставка « Жостовские подносы»

Слайд 26

После проведения системы работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры» средствами и элементами музейной педагогики, наметилась очевидная положительная тенденция в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д

Слайд 27

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, всегда было и есть патриотическое воспитание. Дошкольное детство являясь одной из ступеней образования – оптимальный период для закладки основ духовно-нравственной личности, через приобщение ребенка к культуре родного края. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...

" Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре" информация для родителей

Для родительских уголков групп реализующих программу « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

   Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...

«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»

   В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осо...

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества,...

«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»..

Консультация для родителей. Материал может быть полезен педагогам ДОУ....