Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам народной культуры (средствами и элементами музейной педагогики).
презентация
презентация моей педагогической деятельности по теме "Музейная педагогика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.
Музейная педагогика в ДОУ– это инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Задачи: Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Принципы музейной педагогики: Наглядность Динамичность Доступность Содержательность Методы используемые в музейной педагогике, многообразны и подходят для всех возрастных групп: Погружение в прошлое Манипулирование с музейными предметами Сюжетно-ролевая игра с переодеванием Экскурсия по выставке Беседа и т.д. Формы музейной педагогики: Мини-музей (выставки, экспозиции)
Одна из задач нашей работы: воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к родине, которую мы реализуем, через знакомство с историческим прошлым, культурой и бытом нашей страны, с произведениями народного декоративно - прикладного искусства с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью. При организации экспозиций, выставок мы учитываем возраст и интересы детей. Родители и дети – это активные участники. Здесь могут размещаться детские работы и работы выполненные совместно с родителями.
В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка. Родители не только заинтересовались, но и активно принимали участие. От родственников и знакомых привозили предметы старины (прялка, чугунные утюги, керосиновые лампы, рубель, деревянные ложки, чашки и т.д). Благодаря родителям воспитанников у нас появились куклы в русских народных костюмах, воспитанники рассматривали одежду, интересовались названием. Видя интерес детей организовали совместно с родителями выставку «Русский головной убор –кокошник». Дети по желанию рассматривали экспонаты, обсуждали их особенности, задавали вопросы воспитателю, использовали некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользовались дидактическими играми и проводили самостоятельные исследования.
выставка: «Русский головной убор – кокошник» Рассказ воспитателя Беседа
Продуктивная деятельность (рисование с элементами аппликации)
Сюжетно-ролевая игра
Следующим этапом, мы решили расширить представления воспитанников и познакомить с русским бытом, традициями. Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности : «женское рукоделие», коврики, скатерти, полотенца , салфетки, панно, устаревшие предметы быта. С детьми мы знакомились с историческим прошлым нашей Родины, проводили беседы «Гости в горнице», «Русская изба», «Русская печь», «Золотое веретено», «Эх лапти мои, Лапти липовые», мультимидийные презентации: «Из Прошлого ложки», «Как строили дом на Руси», совместно с детьми изготовили макеты «русская печь», «русская изба», организовывали театрализованные игры, з апустили долгосрочный проект «Русский быт».
Выставка: «времён связующая нить…»
Экспозиция «Русский быт» «домашняя утварь» «русская печь»
Рисование «русская изба» Макет «русская изба»
Рисование «красота русского костюма»
Театрализованные игры
Нами были организованы следующие экспозиции, отражающие возраст детей и определенную тематику: «Семейные традиции» «Декоративно-прикладное искусство» в рамках работы по данной теме был разработан проект «Приобщение детей дошкольного возраста к ДПИ» «Куклы из глубины веков…», «Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. В рамках этой деятельности был организован мастер-класс с детьми.
«Семейные традиции» , где собраны реликвии – предметы, которые семья передает из поколения в поколение. Экспозиция направлена на воспитание любви и уважения к семье, к ее традициям, на развитие исследовательских, творческих навыков детей в совместной работе со взрослыми. На подготовительном этапе оформления данной экспозиции были проведены следующие мероприятия: рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; дидактические и сюжетно-ролевые игры; разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; составление рассказов о семье, оформление стенгазеты «Семейные традиции».
«традиции моей семьи»
Выставка: куклы из глубины веков Рассказ воспитателя Мастер-класс с детьми «кукла-пеленашка»
Выставка: Из истории игрушек…
Рисование «Дымковская барыня», «Нарядный индюк» Пластилинография «Дымковская игрушка»
Рисование «городецкая доска» Пластилинография «русская матрёшка»
Мини-выставка « Жостовские подносы»
После проведения системы работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры» средствами и элементами музейной педагогики, наметилась очевидная положительная тенденция в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, всегда было и есть патриотическое воспитание. Дошкольное детство являясь одной из ступеней образования – оптимальный период для закладки основ духовно-нравственной личности, через приобщение ребенка к культуре родного края. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре».
Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"...
" Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре" информация для родителей
Для родительских уголков групп реализующих программу « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...
«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осо...
«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему "Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре"
Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества,...
«Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре»..
Консультация для родителей. Материал может быть полезен педагогам ДОУ....