Картотека дидактических игр
картотека (младшая группа)
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 122.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду» Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. Материал: две куклы - кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер. Ход игры. Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи. Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати. Педагог. Что носят девочки, а что мальчики? После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Педагог. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить. Организуется игра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию, формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметь угостить друг друга и не забывать поблагодарить). В последующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик» Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию. Материал: оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей «перед». Ход ситуации. Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: «Сделай так, чтобы буковки были впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку - в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, давай сделаем с тобой «гармошку». Оказывает помощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение. «Спрятал правую ножку в домик? А теперь сделай «гармошку» для левой ножки. Каждую ножку - в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек . Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку . Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай да Максим! Ай да молодец, сам колготки надел!» Усложнения. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону). Игры - упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Игра - занятие «Оденем куклу на прогулку» Цель. Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле. Материал: набор кукольной одежды; кукла. Ход занятия. 1.Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку». Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.) 2. Показ и рассматривание одежды. Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно. 3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку. Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела? В заключение воспитатель читает детям потешку : Наша Катя маленька , На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая. Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться» Цель. Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить аккуратно вешать и складывать одежду. Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле. Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя. Ход игры. 1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей. Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может. Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться». 2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф. Дети помогают раздевать куклу. Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».
Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» Цель. Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить). Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка. Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку. Ход ситуации. Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка. Петрушка. Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам? Воспитатель. Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания. Педагог обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый - на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля. Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата. Игра - занятие «Уложим куклу Катю спать» Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой. Материал: кроватки, одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числу детей, стулья. Сначала кукол легче давать раздетыми: «как будто они уже разделись», позже раздевание можно включить в цепочку игровых действий. Содержание игры: На столах - «квартирах», а лучше на ковре, но так, чтобы у каждого участника была своя «спальня», располагаются кроватки и кукольные стулья. Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем... (дети подсказывают)... правильно, укладывать спать нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать. Сиди, Катюша, пока на стуле, мы тебе все приготовим». Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это... матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим... правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим... подушку. Зачем подушка? А чем накроем Катю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?» Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их. Педагог продолжает: «Ложись, Катя, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою». Взрослый поет колыбельную, привлекая детей подпевать: « Баю-баю-бай !» Может использоваться текст «Колыбельной» Ю. Гарей. Спи, моя хорошая, Баю – баю - бай! Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Будем вновь играть.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Формирование навыка самостоятельно одеваться «Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником» Цель: продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развивать согласованность работы обеих рук. Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю. Оснащение: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку. Ход игры: предложите ребенку сделать бусы для... Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок: возьмите крупную бусину тремя пальцами; проденьте шнурок в отверстие; протяните его тремя пальцами левой руки; правой протяните их до узелка на конце шнурка. Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу. Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...) «Подбери к шнурку бусину» Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка. Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов. Ход игры: предложите ребенку поиграть с бусинами. Покажите как надо надевать бусины на шнурок: возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки; бусины возьмите двумя пальцами левой руки; вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины; протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами; протяните кончик шнурка вперед, через бусину. Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.
Формирование умения надевать штанишки «Копилка» Цель: совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»; продолжает развивать зрительно-двигательную координацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки. Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет. Ход игры. Покажите ребенку, как нужно взять монетку: опустите монетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно; предложите ребенку собрать все монетки в копилку. Когда все монетки будут собраны, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки. Формирование умения застегивать «молнию» «Что лежит в кошельке?» Цель: складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»; расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка; развивать память (класть вещи на свои места). Оснащение: прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застежек («молния», кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет. Расположение предметов: два кошелька с мелкими предметами , лежащими в них; кошельки лежат в косметичке. Ход игры: Предложите ребенку поиграть. Покажите, как играть с кошельками: возьми косметичку за верхний угол; потяни язычок влево до упора; достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой; возьмите пальцами ремешок с кнопкой; сожмите пальцы и потяните ремешок вверх; откройте кошелек; достаньте находящийся в нем предмет; попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком; застегните кошелек; положите кошелек справа от себя; правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния». Откройте его так же, как открывали косметичку, Когда ребенок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть ее.
Формирование умения застегивать «молнию» «Что забыла надеть Маня?» Цель: застёгивать « молнию »на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез. Оснащение: одетая кукла, кофта с застёжкой « молнией ». Ход игры: Прочитайте рифмовку: Куколка замёрзла! Холодно играть. Надо нашей Мане Кофту быстро дать. Предложите ребёнку помочь кукле. Спросите, что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Выслушайте ответ ребёнка. Предложите надеть кукле тёплую вязаную кофточку. Когда ребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что « молния » не застёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку « молнию». Если у ребёнка не получится, вспомните вместе с ним, как застёгивать «молнию ». Давайте ребёнку поручения, которые будут пошаговыми ( маленькими, поэтапными ), как описано во 2 - м этапе. «Двери закрываются» Цель: совершенствовать навык застегивания и расстёгивания застёжки « молнии»; совершенствует координацию мелкой моторики пальцев обеих рук. Словарь: понимать и называть части машины: «двери », « кабина »; использовать в активном словаре глаголы настоящего и прошедшего времени « расстёгиваю - расстегнул », « открываю - открыл ». Оснащение: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок, соединяющихся между собой застёжкой «молнией». Ход игры: покажите ребёнку автобус. Рассмотрите и назовите все его части. Прочитайте рифмовку, выполняя действия по её содержанию. На слово « закрываются » застегните « молнии » пришитые к дверям автобуса. Расстегните « молнии » на слова: « Он на остановке стоит». Прочитайте рифмовку: Автобус отправляется -Двери закрываются. На остановке он стоит, Входите все – Проход открыт. Если у вас есть желание, а у ребёнка - потребность, сшейте другие виды транспорта - легковой автомобиль, грузовую машину. Мы надеемся, что ваши фантазия и желание научить ребёнка всё делать самому, безграничны.
«Бабочки» Цель: совершенствовать умение застёгивать различные виды застёжек: «молния», пуговицы, липучка; подбирать по цвету насекомое к пуговице. Словарь: понимать, знать, называть насекомых, обозначать их существительными « бабочка», «стрекоза», «гусеница». Оснащение: коврик с пришитыми к нему пуговицами основных цветов, липучкой, половинкой разъёмной «молнии»; бабочки, сделанные из ткани основных цветов, с прорезанными в них петлями; стрекоза с пришитой второй частью «молнии»; гусеница с пришитой к ней второй частью липучки. Ход игры: рассмотрите с ребёнком насекомых. Назовите их. Прочитайте рифмовку: На полянке В жаркий день Ползали букашки, На солнышке лежали, В шезлонге загорали! Расскажите ребёнку небольшую историю: «насекомые ползали по полянке, загорали на солнышке, но вдруг начался дождь. Все быстро улетели, уползли, убежали с полянки, спрятались кто куда. Но вот дождь закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно позвало насекомых снова на полянку, но они забыли к ней дорогу». Предложите «насекомым» помочь вернутся на «полянку» и найти на ней своё место. Формирование умения застегивать липучки на ботинках «Пристегни лисе хвостик» Цель: совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади). Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки. Ход игры: прочтите рифмовку: Лисонька-плутовка Зайку догоняла! Зайку догоняла - Хвостик потеряла! Хвост пушистый , рыжий, Посмотри, какой! А лисичка плачет: Ой, ой, ой! Как же без хвоста я Прибегу домой! Предложите ребенку рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать и показать чего же у лисы не хватает? Предложите помочь горю лисы - вернуть ее замечательный пушистый, рыжий хвост. Попросите ребенка прикрепить хвост при помощи застежки-липучки.
«Ежик с фруктами» Цель: закреплять умение застегивать застежки липучки, прикреплять фрукты на спину ежику; ориентироваться в пространстве - сверху; закреплять название фруктов; сочувствовать и помогать нуждающимся в помощи. Оснащение: вырезанный из плотной ткани еж с пришитыми на спине липучками (две сверху, одна внизу); игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной ткани соответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинками липучки. Ход игры: рифмовка: Быстро, быстро Ой, ой! Колючий еж спешил домой. Топал он, пыхтел, бежал, Фрукты где-то потерял. На пеньке наш еж сидит, Призадумался, грустит: Что я деткам принесу? Потерял я все в лесу! Предложите помочь ежику и дать ему фрукты для его малышей. Ребенок должен назвать каждый фрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять. Не забывайте хвалить ребенка и восхищаться его добротой! Формирование умения застегивать пуговицы «Сушим белье» Цель: брать предмет « пинцентным захватыванием»; продолжает развивать силу пальцев; открывать прищепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке». Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу». Оснащение: три верёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельё, носовые платки. Расположение предметов: прикрепите три верёвки на разной высоте ( в три уровня для детей разного роста). верёвка должна находится на уровне глаз ребёнка. Прищепки висят на подставке. Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребёнка выполнять действия в соответствии с текстом. Мамочку я обожаю И всегда ей помогаю. Вот бельё я постираю, А потом прополощу. На верёвочку повешу И прищепкой прикреплю! Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верёвку. Покажите ребёнку, как нужно держать прищепку: возьмите прищепку большим и указательным пальцами; сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»; поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте её на него; разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта».
«Разложи пуговицы» Цель: продолжает совершенствовать соотносящие движения; умение брать предметы « пинцетным захватыванием » (двумя пальцами - большим и указательным); различать и обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица). Словарь: понимать и употреблять уменьшительно - ласкательные формы существительных «пуговица - пуговка »; глаголы настоящего и прошедшего времени « взял », « опустил », « упала ». Оснащение: четыре большие и четыре маленькие пуговки одного цвета; две воронки, сделанные из пластиковых бутылок для питьевой воды (пятилитровой и полулитровой). Расположение предметов: поднос, справа пиала (или маленькая миска) с пуговицами ; слева две воронки. Ход игры: поставьте поднос на стол и предложите ребёнку поиграть. Сядьте справа от ребёнка и покажите ребёнку, как играть: возьмите большую пуговицу,поднесите её к воронке с маленьким отверстием; постарайтесь протолкнуть в маленькое отверстие большую пуговицу - пуговица не проходит; поднесите большую пуговицу к воронке с большим отверстием вложите в него пуговицу - она провалится в воронку; теперь возьмите маленькую пуговку и вложите в воронку с маленьким отверстием- она провалится. Предложите ребёнку продолжать игру и разложить оставшиеся пуговки в воронки. Когда все пуговицы будут разложены, обратите внимание ребёнка на то, что пиала пустая. Поднимите воронки по очереди, сложите пуговицы обратно в пиалу. Обратите внимание ребёнка на то, что пиала стала полной. Игру можно повторить по желанию ребёнка. Усложнение: смените воронки (из пластика другого качества, цвета); смените пуговицы (другого цвета). Формирование умения завязывать первый узел « Завяжи шнурки на ботинках » Цель: учить детей завязывать первый узел. Оснащение: кукла в ботинках с развязанными шнурками. Ход игры: покажите ребёнку куклу. Прочтите рифмовку: Как у куклы - крошки На ногах сапожки, В сапожках шнурочки . Кто завяжет дочке Эти вот шнурочки ? Может, мама? Нет, нет, я! Это ж доченька моя! Ах, шнурочки ! Ох, шнурочки ! Завязать бы узелочки! Предложите ребёнку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспомните вместе с ребёнком, как нужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжите начатую ребёнком работу и завяжите бантики на шнурках. Когда шнурки будут завязаны, возьмите куклу с собой на прогулку. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка. Подчеркните значимость выполненного ребёнком действия (если бы он не завязал шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.) Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок легко сможет завязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви; без помощи взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотекадидактических игр
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...