«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
Мастер-класс для воспитателей
«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Провела воспитатель: Терентьева Т.Г.
Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта использования фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, В своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Решение данной проблемы составляет цель моей работы: повысить уровень познавательной речевой активности дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
- определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;
- проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
- показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Практическая часть.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни ,прибаутки
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться, наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:
Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка?
«Репка»
Кого из действующих лиц я не назвала?
И что же они вытащили?
Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.
Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадай-ка» ответить на следующие вопросы:
Детям необходимо ответить на такие вопросы:
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста.
Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.
Пословицы и поговорки — это короткие и выразительные высказывания, в которых запечатлены наблюдательность и мудрость людей. Как правило, поговорка описывает какое-то явление, но не даёт ему моральной оценки. Пословица же состоит из двух частей: в первой описывается явление, а во второй выражается его оценка, положительная или отрицательная, и даётся поучение, рекомендация, как нужно поступать.
И сейчас я предлагаю поиграть в игру « Доскажи пословицу».
Что видел — правда, что слышал — ложь.
Съешь целый сад, съешь одну виноградину — грех одинаков
Своя дочь лучше, чем чужой сын.
Не женись, если расхваливает мать, а уважают соседи, не упускай
Когда пастухов много, овцы дохнут
Лающая собака за ногу не схватит
Хорошее слово и кинжал отведёт
У храброго джигита язык несмел
Только тот, кто искренне жалеет, скажет горькое слово
Чужими руками легче крапиву рвать
В своей норе и мышь подобна льву.
Что- то мы засиделись, поэтому я предлагаю поиграть в игру «Хан и черная ворона»
Колыбельная песня - дар прошлого, которая первым встречает ребенка в этом мире. Очень важно, чтобы ребенок услышал первые слова на родном языке, важно какой звук услышит ребенок и у каждого народа есть свой ритм.
Р.Гамзатов писал « Если бы не было колыбельной, не было бы на свете и других песен». Поэтому я сегодня спою колыбельную на кумыкском языке.
Заключение.
Ну, а закончить свое выступление, я хочу вот такими словами.
Попевки, поговорки ,потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ним обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичностью, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка. Как однообразно говорят в народе «С молоком ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Развитие речи в младшей группе...
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...
Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...