«Решение задач патриотического направления в ДОУ. Деятельность и культурные практики из опыта работы»
консультация
В материале представлены формы работы с детьми, родителями по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Да, она такая – красивая, родная для всех разная и в тоже время ОДНА – родина моя «Россия». Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Что значит Родина для любого человека? Это дом, улица, где он живет, это страна, в которой он родился и вырос. Родина - это место, куда человека тянет всей душой и сердцем, где бы он не находился, куда бы хотелось вернуться, не взирая на преграды и обстоятельства. Это место, которое он стремиться сохранить, сберечь и защитить. Все эти слова, понятия заключаются в одном ёмком слове «ПАТРИОТИЗМ».
Патриотическое воспитание дошкольников признается в настоящее время одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности.
Прививать священное чувство любви к Родине, Отечеству необходимо с дошкольного возраста. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Очень важно донести до ребенка знание и ощущение своих корней, традиций и истории своего народа, чувство личной ответственности за свою страну и ее будущего.
Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом нам говорить рабочая программа воспитания: «Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения»
Перед нами, взрослыми, стоит цель - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
При организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию мы опираемся на:
- основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования (ООП – ОП ДО) МБДОУ д/с №24 (нашу программу), которая простроена на основе пр. «От рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и региональная образовательную программу ИРО Кк «Всё про то, как мы живём» Н.В. Романычева, Л.В.Головач, Ю.В. Илюхина, Г.С. Тулупова, Т.В. Пришляк и др.
- рабочую программу воспитания МБДОУ д/с №24
В рабочей программе воспитания предопределены ценности и целевые ориентиры воспитательной работы.
А в ООП – ОП ДО МБДОУ д/С №24 сформулированы задачи: как и что мы должны сформировать у воспитанников в дошкольном периоде.
Свою работу в данном направлении мы выстроили по условной модели организации, которая включает в себя:
- создание предметно-развивающей среды;
- целостный образовательный процесс;
- взаимодействие с родителями.
Именно, эти аспекты представлены в рабочей программе воспитания.
Первый блок - РППС.
Воспитательный процесс в МБДОУ №24 организуется в развивающей среде,
которая образуется совокупностью условий и пространства. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости, изменениями динамичности, соответствия возрастными особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
Так, в нашем детском саду, используется технология «Лестничная педагогика» - оформление коридора, лестничных маршей в патриотическом направлении.
Создания мини – музей или музейная педагогика. «Кубанская хатка»
Оформление галереи в книжном уголке на разные темы «Кубань».
Организация выставок рисунков, поделок, созданные детьми.
Второй блок – целостный образовательный процесс.
Это такой большой блок, который включает разнообразные формы работы с
детьми:
- Организация экскурсий по памятным местам города-героя –
Новороссийск, с целью знакомства с историей своего города, его историческим прошлым, какой ценой был завоёван мир на земле и подвигами русского народа.
- Проектная деятельность «Мы помним, мы гордимся!» Этот
проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, на длительное время и включает работу с детьми по значимым праздникам для нашей страны, края, города. (день освобождение г.Новороссийска, блокадный Ленинград, 9 мая).
- «Гость группы» - встреча представителями интересных
сообществ города:
- казачества. Среди родителей имеются потомственные казаки и наша цель: показать и передать культуру казачества на основе осознания исторических корней и связей, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям;
- представителями городского сообщества «Молодая гвардия». Бывший воспитанник нашего детского сада является членом данной организации. Встреча с бывшими воспитанниками, их рассказ об участии в сообществах родного города – оставляют хороший отпечаток в памяти детей.
- Патриотические акции «Свеча в окне», «Окна Победы», «Стена
памяти». Способность сопережиать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на социальную адаптацию. Участие воспитанников и их семей в таких патриотических акциях помогает воспитать чувства героизма, человечности, гордости за свою страну.
- Развлечения «Флаг России», «День семьи».
Помогают формировать у детей представления о стране, в которой мы живём, развивать познавательный интерес, эмоциональную восприимчивость, отзывчивость к государственным праздникам.
- «Мастерские» (изготовление листовок, буклетов и т.д .: н-р,
«Голубь мира», «Zа Россию» и т.п.). Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. В своей работе патриотическое воспитание я формирую через дид. Игры с помощью «Говорящего плаката». При изготовлении плаката, буклета, листовки – дети выражают свои мысли, развиваются творческие способности
- Смотр - стоя и песни.
В последнее время на ряду с традиционными формами работы, используются и дистанционные. Так, для участников образовательных отношений организуются просмотры видеороликов
- Участие в фоточелленджах и флешмобах.
- Безусловно, у меня есть изюминка в работе с детьми - интерактивные игры в дистанционном формате. Ни для кого ни секрет, что современные дошкольники большую часть времени проводят за компьютерами. Не так давно, я прошла курс по созданию интерактивных игр и решила внедрить в образовательный процесс. Создав и разместив игры на яндекс – диске, я предлагала родителям через родительский чат «пройтись» по ссылки и поиграть вместе с детьми дома. Конечно, ребята и родители достойно оценили игры. Воспитанники спрашивают о появлении новых игр, но работа по созданию интерактивной игры – это процесс не быстрый. В перспективе у меня, конечно, обобщить опыт работы по созданию интерактивных игр и создать «банк» игр.
Данные формы работы нашли отражения в воспитательной работе нашего ДОУ и легли в основу программы Воспитания: в организационном разделе»: п.3.2. – «События ДОО» - в перечне образовательных событий (как в обязательных, так или возможных мероприятиях).
Последний блок – взаимодействие с родителями.
В РПВ описываются сообщества, которые имеют место быть в каждом ДОУ. Наряду с профессиональной, профессионально - родительской, детской сообществами, находит отражение и «Детско-взрослая общность». На протяжении двух лет в нашем ДОУ зародилось данное сообщество и называется «Спешим на помощь». В её составе все желающие образовательного процесса: педагоги, воспитанники и родители. Мы там, где это необходимо и где нужна помощь!!! Так в рамках решения воспитательных задач по патриотическому направлению мы используем форму работы «Трудовой десант» - устраиваем субботники по уборке и наведению порядка в селе (парке), памятникам. Родители с желанием идут на такие мероприятия, демонстрируя межпоколенное взаимодействие.
Предлагаемая модель работы по патриотическому направлению, значительно расширяет знания дошкольников о родном городе, крае, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Как мы с Вами видим и знаем, патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Таким образом, проведя анализ работы нашего ДОУ по патриотическому направлению, я смело могу утверждать: что в результате такой систематической, планомерной работы у наших воспитанников будут сформированы чувства гражданственности и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)
Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"
Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...
«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда» /из опыта работы/
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий актуальный. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...
Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской реч...
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Патриотическое воспитание - одна из главных задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма многогранно. Это и любовь к семье, к Родине, к народной культуре, гордость за свой народ....
Презентация опыта работы:Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников.
Посткросинг - это международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где прожив...