«Решение задач патриотического направления в ДОУ. Деятельность и культурные практики из опыта работы»
консультация

Медведева Елена Борисовна

В материале представлены формы работы  с детьми, родителями по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Да, она такая – красивая, родная для всех разная и в тоже время ОДНА – родина моя «Россия». Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

Что значит Родина для любого человека? Это дом, улица, где он живет, это страна, в которой он родился и вырос. Родина - это место, куда человека тянет всей душой и сердцем, где бы он не находился, куда бы хотелось вернуться, не взирая на преграды и обстоятельства. Это место, которое он стремиться сохранить, сберечь и защитить. Все эти слова, понятия заключаются в одном ёмком слове «ПАТРИОТИЗМ».

Патриотическое воспитание дошкольников признается в настоящее время одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. 

Прививать священное чувство любви к Родине, Отечеству необходимо с дошкольного возраста. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.   Очень важно донести до ребенка знание и ощущение своих корней, традиций и истории своего народа, чувство личной ответственности за свою страну и ее будущего. 

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом нам говорить рабочая программа воспитания: «Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения»

Перед нами, взрослыми, стоит цель - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к  своим родителям.

При организации воспитательной работы по патриотическому воспитанию мы опираемся на:

 - основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования (ООП – ОП ДО) МБДОУ д/с №24 (нашу программу), которая простроена на основе  пр. «От рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и региональная образовательную программу ИРО Кк  «Всё про то, как мы живём» Н.В. Романычева, Л.В.Головач, Ю.В. Илюхина, Г.С. Тулупова, Т.В. Пришляк и др.

- рабочую программу воспитания МБДОУ д/с №24

В рабочей программе воспитания предопределены ценности  и целевые ориентиры воспитательной работы. 

А в ООП – ОП ДО МБДОУ д/С №24 сформулированы задачи: как и что мы должны сформировать у воспитанников в дошкольном периоде.

Свою работу в данном направлении мы выстроили по условной модели организации, которая включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- целостный образовательный процесс;

- взаимодействие с родителями.

Именно, эти аспекты представлены в рабочей программе воспитания.

Первый блок - РППС.

Воспитательный процесс в МБДОУ №24 организуется в развивающей среде,

которая образуется совокупностью условий и пространства.  Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости, изменениями динамичности, соответствия возрастными особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.

Так,  в нашем детском саду,  используется  технология  «Лестничная педагогика» - оформление коридора, лестничных маршей в патриотическом направлении.

Создания мини – музей или музейная педагогика.  «Кубанская хатка» 

Оформление галереи в книжном уголке на разные темы «Кубань».

Организация выставок рисунков,  поделок, созданные детьми. 

Второй блок – целостный образовательный процесс.

Это такой большой блок, который включает разнообразные формы работы с

детьми: 

  • Организация экскурсий по памятным местам города-героя –

Новороссийск,  с целью знакомства с историей своего города, его историческим прошлым, какой ценой был завоёван мир на земле и подвигами русского народа.

  • Проектная деятельность «Мы помним, мы гордимся!» Этот

проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, на длительное время и включает работу с детьми по значимым праздникам для нашей страны, края, города.  (день освобождение г.Новороссийска, блокадный Ленинград, 9 мая).

  • «Гость группы» - встреча представителями интересных

сообществ  города:

-  казачества. Среди родителей имеются потомственные казаки и наша цель: показать и передать культуру казачества на основе осознания исторических корней и связей, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям;

- представителями городского сообщества  «Молодая гвардия». Бывший воспитанник нашего детского сада является членом данной организации. Встреча с бывшими воспитанниками, их рассказ об участии в сообществах родного города – оставляют хороший отпечаток в памяти детей.

  • Патриотические акции «Свеча в окне»,  «Окна Победы»,  «Стена

памяти».  Способность сопережиать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на социальную адаптацию. Участие воспитанников и их семей в таких патриотических акциях помогает воспитать чувства героизма, человечности, гордости за свою страну.

  • Развлечения  «Флаг России»,  «День семьи».

Помогают формировать у детей представления о стране, в которой мы живём, развивать познавательный интерес, эмоциональную восприимчивость, отзывчивость к государственным праздникам.

  • «Мастерские» (изготовление листовок, буклетов и т.д .: н-р,

«Голубь мира», «Zа Россию» и т.п.). Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. В своей работе патриотическое воспитание я формирую через дид. Игры с помощью «Говорящего плаката». При изготовлении плаката, буклета, листовки – дети выражают свои мысли, развиваются творческие способности

  • Смотр - стоя и песни.

В последнее время на ряду с традиционными формами работы, используются и дистанционные. Так, для участников образовательных отношений   организуются просмотры видеороликов

  • Участие в фоточелленджах и флешмобах.
  • Безусловно, у меня есть изюминка в работе с детьми - интерактивные игры в дистанционном формате.  Ни для кого ни секрет, что современные дошкольники большую часть времени проводят за компьютерами.  Не так давно, я прошла курс по созданию интерактивных игр и решила внедрить в образовательный процесс. Создав и разместив игры на яндекс – диске, я предлагала родителям через родительский чат  «пройтись» по ссылки и поиграть вместе с детьми дома.  Конечно, ребята и  родители достойно оценили игры. Воспитанники спрашивают о появлении  новых  игр, но работа по созданию интерактивной игры – это процесс не быстрый. В перспективе у меня, конечно, обобщить опыт работы по созданию интерактивных игр  и создать «банк» игр.

Данные формы работы нашли отражения в воспитательной работе нашего ДОУ и легли в основу программы Воспитания: в организационном разделе»:   п.3.2. – «События ДОО» -  в перечне образовательных событий (как в обязательных, так  или возможных мероприятиях).

Последний блок – взаимодействие с родителями.

В РПВ описываются сообщества, которые   имеют место быть в каждом  ДОУ. Наряду с  профессиональной, профессионально - родительской, детской сообществами, находит отражение  и «Детско-взрослая общность». На протяжении двух лет в нашем ДОУ зародилось данное сообщество и называется  «Спешим на помощь». В её составе все желающие образовательного процесса: педагоги, воспитанники и родители. Мы там, где это необходимо и где нужна помощь!!! Так в рамках решения воспитательных задач по патриотическому направлению мы используем форму работы «Трудовой десант» - устраиваем субботники по уборке и наведению порядка в селе (парке), памятникам. Родители с желанием идут на такие мероприятия, демонстрируя  межпоколенное взаимодействие.

Предлагаемая модель работы по патриотическому направлению, значительно расширяет знания дошкольников о родном городе, крае,  стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Как мы с Вами видим и знаем, патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Таким образом, проведя анализ работы нашего ДОУ по патриотическому направлению, я смело могу утверждать: что в результате такой систематической,  планомерной работы у наших воспитанников будут сформированы чувства гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"

Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание  патриотических чувств у дошкольников....

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».

Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...

«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда» /из опыта работы/

   Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий актуальный. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской реч...

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».

Патриотическое воспитание - одна из главных задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма многогранно. Это и любовь к семье, к Родине, к народной культуре, гордость за свой народ....

Презентация опыта работы:Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников.

Посткросинг - это международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории  городов и поселков, где прожив...