консультация для педагогов "Использование элементов психогимнастики в работе педагогов"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему: Использование элементов психогимнастики
в работе педагогов
Термин «психогимнастика» попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге («Психогимнастика в детском саду», М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)». По И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику.
Психогимнастику используют:
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной).
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации).
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Единицы психогимнастики – этюды.
Методика работы над этюдом:
Название этюда — обязательно «говорящее» — «Счастливый щенок», «Сломанный листик», «Подарили крылья»…
Содержание — текст этюда, который проговаривает педагог при ознакомлении с этюдом и при исполнении этюда детьми. Текст — всегда от первого лица — тогда ребенок сможет пережить чувства эмпатии, сопереживания, представляя себя в образе котенка, цветочка, или даже какого-либо традиционно неприятного животного, растения (крапива, жаба).
Воспитатель показывает вначале образец, но после выполнения его детьми обязательно отмечает и поощряет образные находки детей, даже случайные. Произносится текст и показываются (одновременно) действия.
Повторение текста. Дети в этот же момент выполняют самостоятельно движения без показа педагога. После выполнения хвалит самые лучшие, интересные образы, созданные детьми.
Вводя этюд психогимнастики в жизнь группы, необходимо помнить, что на первом этапе (до одного месяца) он не включается в другие виды деятельности. Этюды психогимнастики также в это время не планируются более одного- трех на неделю.
Пример: Бедный котенок (название)
Мне плохо, мне грустно, у меня нет дома… Ура! Добрая девочка взяла меня к себе! (текст)
Задачи:
1. учить выражению (с помощью мимики, пантомимики) эмоций уныния и печали; воодушевления и радости. Воспитывать такие качества личности, как милосердие, сострадание.
2. Напомнить о праве домашних животных на любовь и заботу человека.
Начинаем работу с показа этюда педагогом с проговариванием текста. Перед этим предлагается поиграть «по-новому» «Эти короткие игры называются „этюды“. Можно превратиться, как в сказке, в озорного щенка, в зеленую лягушку… Затем так же с проговариванием словесной формулы взрослый показывает этюд. Далее детям предлагаются вопросы
с целью выявить и акцентировать внимание на поставленные в этюде нравственные задачи. (Почему я не пыталась поймать бабочку, которая прилетела ко мне на плечо? Почему я делала такие осторожные движения рукой? Как я смотрела на бабочку? Какая она была, вы не разглядели?)
Вопросы используются чаще в случае затруднения детей — явной растерянности, или неприятия, в начале работы. Лучше потом поощрять свободное обсуждение и взаимооценку детей, исключая негативную. Можно использовать в индивидуальной работе с детьми со сниженной моторной реакцией и недостаточно развитой речью. Если с психогимнастикой знакомятся пятилетние дети, то, конечно, удельный вес участия речи значительно повышается. (Также надо отметить, что подгруппа, с которой разыгрываем этюд в старшей группе, должна составлять на первом этапе 3 — 5 человек, а в подготовительной — до 8 — 10.)
Разыгрывание этюда. Этюды разыгрываются, как правило, фронтально — под проговаривание текста этюда педагогом. Уточняется, что детям проговаривать слова самим не надо. Затем предлагается продемонстрировать этюд ребятам, у которых он получился наиболее убедительно и артистично. Дети старшего возраста привлекаются к оценке. Любые вопросы и обсуждения должны занимать минимальное время в структуре работы над этюдом психогимнастики. Незаменимый социальный опыт взаимооценки и помощи пригодится старшим дошкольникам в первом классе — значение развития коммуникативных навыков в этой работе переоценить трудно.
„Веселая белочка“: Мне весело, я белка на ветке, я взбегаю вверх, я прыгаю вниз, я такая легкая…»; «Недоумение»: что это за удивительное насекомое, я никогда не видел такого, посмотрю тихонько, не буду пугать…»; «Возьму щенка!»: Мне грустно — мама не разрешила взять щенка… Я счастлив — мама передумала!»; «Я цветок»: Я Цветок… Меня поливает теплый дождик! Как хорошо… Я расту, расту…»
Практикум
- "Золотая рыбка"
Цель: развивать мимическую и пантомимическую выразительность детей, стимулировать воображение, память.
По считалке выбирается "золотая рыбка". Она не может разговаривать, на вопросы отвечает жестами.
Дети совместно с педагогом задают вопросы, а ребенок-"рыбка" отвечает на них, соблюдая правила игры.
- "Рассказывает музыка"
Цель: рассказать детям о том, что музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки.
Песня "Лягушка".
Воспитатель. Лягушка передвигается прыжками (показ прыжков руками, ногами), и музыка, изображая лягушку, тоже как бы подпрыгивает и останавливается. Как передает композитор в музыке кваканье лягушки? (Изображение молчаливого кваканья с широко открытым ртом.)
Кто хочет изобразить под музыку лягушку? Кто хочет побыть лягушкой? Давайте, когда лягушка квакает, подпоем все вместе (лягушка движется под музыку, дети подпевают):
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки: "ква-ква".
А мы, зеленые, лупатые, и в речке мы живем.
Вам может показаться, что мы квакаем,
На самом деле песенку поем: "ква-ква".
- "Карась и щука"
Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальными средствами общения, познакомить с изображением различных эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость, удивление).
а) Плывет "веселый" карась (уголки рта подняты вверх, глазки
улыбаются, брови приподняты);
б) появилась "злая" щука (рот большой, уголки опущены вниз, брови "палочкой");
в) испугался карась (рот овальной формы, брови подняты высоко вверх);
г) грустной осталась щука, что не догнала карася
(уголки рта опущены вниз, рот маленький, брови "домиком").
- "Угадай, кто я"
Цель: учить детей входить в образ различных предметов, передавать характерные особенности морских обитателей с помощью жестов, позы, движений (каждый ребенок придумывает, кого из водных обитателей будет изображать, остальные дети стремятся отгадать).
5. "Поиграем"
Цель: учить детей различать неречевые средства общения и пользоваться ими в процессе межличностного взаимодействия (называются понятия, дети отвечают жестами).
Используемая литература:
- Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
- Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Элементы психогимнастики".
консультация для воспитателей "Элементы психогимнастики"....
Коммуникативные музыкальные игры как элемент творческой работы педагога.
Методическая разработка...
Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социал...
Консультация для воспитателей "Организация совместной работы педагога с родителями воспитанника"
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.Семья для ребенка — это ещё и источник обществе...
Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:1. Познакомить педагогов с составляющими общения.2. Показат...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»...