Статья "Взаимодействие социальных институтов в развитии детей дошкольного возраста"
статья (средняя группа)
Зубкова Ирина Викторовна
ГБДОУ №32 Красносельского района Спб
Взаимодействие социальных институтов в развитии детей среднего дошкольного возраста
Аннотация
В статье говорится о повышении педагогической компетенции родителей путем взаимодействия первичных социальных институтов - семьи и дошкольного образовательного учреждения. Различные формы работы с родителями помогут решить проблемы в воспитании и понимании своего ребенка и послужить важным условием консолидации усилий двух институтов вокруг поставленных педагогических задач.
Ключевые слова: семья, интегрированные занятия, социальные институты, дошкольное образовательное учреждение, воспитание, взаимодействие с семьей.
«Кто без призору в колыбели,
тот весь век не при деле».
(народная мудрость)
В настоящее время многие специалисты в области педагогики, психологии, социально-культурной деятельности отмечают проблему утраты традиций домашнего воспитания детей, углубление которой обусловлено отсутствием у молодых родителей первоначальных педагогических знаний, игровой культуры с детьми, почти полным переносом ответственности за развитие собственного ребенка на дошкольные образовательные учреждения.
Многие молодые родители пытаются решить проблему собственной несостоятельности заменой процесса домашнего воспитания обучением в различных развивающих студиях и центрах. Однако ни детский сад, ни учреждения дополнительного образования не могут в полной мере заменить воспитания ребёнка в семье, не дадут столько любви и радости, как собственные родители, если они любят, заботятся, играют и общаются со своим ребёнком.
Поиск форм взаимодействия родителей и дошкольных учреждений позволит не только обеспечить целостность процесса всестороннего развития ребенка, но и включить его родителей в процесс овладения методами и формами воспитательной работы, приобщить их к традициям народной педагогики, создать условия для воспитания ребенка в радости, заботе и внимании.
Таким направлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи может послужить организация занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, в рамках которых обеспечивается реализация следующих целей и задач:
- передача, накопление и реализация идей совместной деятельности родителей и детей вне детского сада: в кругу семьи, на детской площадке, в путешествии и. т. п.;
- пробуждение в ребенке и маме интереса к совместной творческой деятельности;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, создание атмосферы радости от совместных игр и занятий;
- ознакомление детей и родителей с материнским фольклором, песенками, потешками и играми, используемыми в традиционной народной педагогике;
- расширение игрового пространства родителей за счет овладения игровыми методиками, направленными на развитие воображения, речи, внимания, памяти ребенка;
- приобретение базовых знаний для включения в целенаправленный процесс домашнего воспитания всех членов семьи;
- установление обратной связи с воспитателями ребенка.
Основные принципы построения интегрированных занятий:
· Каждое занятие - в радость!
· Не ждём результата – наслаждаемся процессом.
· Не скупимся на похвалу, не заставляем, не ругаем.
· Не теряем чувство юмора.
· Самостоятельность – очень ценное сопутствующее приобретение, всячески поощрять.
· Полноценное развитие происходит только в том случае, если ребёнок выполняет задания по собственной инициативе, с желанием. Желание же появляется у малыша, если взрослые его незаметно стимулируют – например, неожиданным сюжетом, забавными персонажами, игровой ситуацией, - но главное – собственным примером и увлечённостью.
· Творчеству зелёный свет, задача мам – объяснить ребёнку, что он делает, перевести в слова, укрепить образно-словесную связь.
· Ничего не исправлять.
· Важно, тем не менее, разумное не давящее направляющее участие взрослого, чтобы не развить излишнюю самонадеянность и не породить необоснованные притязания.
В процессе проведения совместных занятий малыш рядом
с мамой чувствует себя уверенным, защищённым, самостоятельным. Поэтому на занятии мамы не сидят вдоль стеночек, а включаются в творческий процесс вместе с детьми.
Особое внимание уделяется созданию доброжелательной атмосферы на занятиях, поскольку в период раннего детства для малыша важны и необходимы: защищенность, одобрение, поддержка, душевное тепло именно со стороны главного человека в его жизни – мамы.
Совместные занятия родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении могут проводиться по следующим направлениям:
- включение детей в различные виды музыкальной деятельности: изобразительные движения под музыку, пение, музыкальные игры, танцы, игра на музыкальных инструментах, творческие задания под музыку;
- художественный труд, например, изготовление поделок;
- игровая деятельность: пальчиковые игры, потешки;
- кукольный театр, сюрпризные моменты, появление сказочных персонажей (кукол, переодетых взрослых или детей).
Зачастую дети трудно проходят период адаптации в детском саду. Для ребенка дошкольного возраста его дом, его семья – самая важная среда обитания, детский сад не может ее заменить, невзирая на наличие развивающей среды и квалифицированных педагогов - воспитателей. Занятия, проводимые с участием родителей, помогают сложному переходному периоду адаптации и начальной социализации ребенка в незнакомой для него среде и коллективе сверстников. Любящие заботливые родители смогут вынести для себя из стен детского сада полезный педагогический опыт для взаимодействия и общения с ребенком в домашних условиях и, в свою очередь, добавить частичку родительского тепла и уюта в условия внедомашнего пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования.
Такие занятия могут продолжаться и в дальнейшем, как в среднем, так и в старшем дошкольном возрасте, но только уже на другом уровне, перерасти в совместное проведение праздников, в которых объединится несколько поколений: дети, родители, бабушки, дедушки. Таким образом, эмоциональный контакт всей семьи в процессе игрового досугового общения внесет значительный вклад в психо-эмоциональное и духовно-нравственное здоровье ребенка, укрепит семейные узы, сможет решить проблемы взаимоотношений в семье.
Многие дошкольные учреждения проводят интересные проекты и программы по взаимодействию с семьей, досуговые мероприятия: «Кулинарный поединок», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мамин (папин) день»; информационно-просветительские проекты «Школа родительства», «Родительская газета», содержащие полезную и интересную информацию; выставки «Бабушкин сундук», «Семейный портрет»; собирают вместе с семьей так называемый «портфельчик» (портфолио с историей жизни и творчества) для ребенка с 0 до 7 лет, чтобы подарить его на выпуск из детского сада и.т.п.
Такое активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения, безусловно, самое эффективное в решении выше поставленной проблемы родительской некомпетентности. Но что делать, если времени у родителей крайне мало, а проблемы и вопросы все-таки возникают, куда идти, ведь специальных социальных институтов занимающихся вопросами семьи недостаточно. Такую роль, частично, сегодня должны на себя взять дошкольные образовательные учреждения.
Одним из путей решения проблемы могут стать консультации для родителей, проводимые на родительских собраниях приглашенными специалистами в области педагогики, психологии, медицины или, например, многодетными родителями, имеющими успешный опыт воспитания своих собственных детей. Результатом должно стать повышение педагогической культуры родителей, кооперация воспитательных усилий и возможностей семьи и коллектива детского сада, создание условий для обмена педагогическим опытом.
Важной формой работы с родителями является диагностика проблем в воспитании и взаимоотношениях с ребенком. Проведенное на базе одного из дошкольных учреждений Санкт-Петербурга диагностическое исследование с родителями выявило не только заинтересованность в решении проблем касающихся детей, но и еще один очень важный факт – отсутствие у некоторых родителей каких-либо проблем и вопросов при констатации специалистами наличия поведенческих отклонений у ребенка этих же родителей. То есть, родители не видят существующих проблем (зачастую они находятся в зачаточном состоянии и видны только специалисту) и, поэтому, не в состоянии их решить и помочь собственному ребенку. Своевременно выявить их, найти правильное решение, скорректировать поведение ребенка, наладить взаимоотношения в семье можно на основе установления взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и семьи воспитанников.
Для диагностики ребенка психологи часто используют проективную методику «Рисунок семьи», которая является полифункциональной. С одной стороны, с ее помощью можно изучить структуру и взаимоотношения между членами семьи, а с другой - она отражает переживания и место самого ребенка, отношение его к семье, ее членам, его половую идентификацию. Проводя такую диагностику с детьми важно тактично, профессионально и конфиденциально довести результаты исследования до родителей и совместно с ними совершить поиск решения существующих проблем.
Только общими усилиями можно достигнуть высоких результатов в формировании здоровой личности ребенка. Здоровой не только в смысле физического здоровья, что тоже очень важно, но и в смысле психического, духовно-нравствественного здоровья. Усилия родителей в воспитании детей не пройдут даром - «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость, «Посеешь мало и пожнешь мало» - сказано в библейской истине. Родители должны помнить о своей ответственности в воспитании детей и не перекладывать ее целиком и полностью на другие социальные институты, - первичным и самым главным всегда остается семья. Но, в помощь современной семье, родители в которой могут быть людьми самых разных профессий, придет педагогическая компетентность специалистов, работающих в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, начиная с дошкольной ступени образования.
Объединить свои усилия и воспитать детей так, чтобы они стали нужными в свой стране, счастливыми в своей семье, опорой родителям в старости – вот задача современного общества и первоначальных социальных институтов в жизни ребенка – семьи и детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zubkova_i.v.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Зубкова Ирина Викторовна
ГБДОУ №32 Красносельского района Спб
Взаимодействие социальных институтов в развитии детей среднего дошкольного возраста
Аннотация
В статье говорится о повышении педагогической компетенции родителей путем взаимодействия первичных социальных институтов - семьи и дошкольного образовательного учреждения. Различные формы работы с родителями помогут решить проблемы в воспитании и понимании своего ребенка и послужить важным условием консолидации усилий двух институтов вокруг поставленных педагогических задач.
Ключевые слова: семья, интегрированные занятия, социальные институты, дошкольное образовательное учреждение, воспитание, взаимодействие с семьей.
«Кто без призору в колыбели,
тот весь век не при деле».
(народная мудрость)
В настоящее время многие специалисты в области педагогики, психологии, социально-культурной деятельности отмечают проблему утраты традиций домашнего воспитания детей, углубление которой обусловлено отсутствием у молодых родителей первоначальных педагогических знаний, игровой культуры с детьми, почти полным переносом ответственности за развитие собственного ребенка на дошкольные образовательные учреждения.
Многие молодые родители пытаются решить проблему собственной несостоятельности заменой процесса домашнего воспитания обучением в различных развивающих студиях и центрах. Однако ни детский сад, ни учреждения дополнительного образования не могут в полной мере заменить воспитания ребёнка в семье, не дадут столько любви и радости, как собственные родители, если они любят, заботятся, играют и общаются со своим ребёнком.
Поиск форм взаимодействия родителей и дошкольных учреждений позволит не только обеспечить целостность процесса всестороннего развития ребенка, но и включить его родителей в процесс овладения методами и формами воспитательной работы, приобщить их к традициям народной педагогики, создать условия для воспитания ребенка в радости, заботе и внимании.
Таким направлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи может послужить организация занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, в рамках которых обеспечивается реализация следующих целей и задач:
- передача, накопление и реализация идей совместной деятельности родителей и детей вне детского сада: в кругу семьи, на детской площадке, в путешествии и. т. п.;
- пробуждение в ребенке и маме интереса к совместной творческой деятельности;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, создание атмосферы радости от совместных игр и занятий;
- ознакомление детей и родителей с материнским фольклором, песенками, потешками и играми, используемыми в традиционной народной педагогике;
- расширение игрового пространства родителей за счет овладения игровыми методиками, направленными на развитие воображения, речи, внимания, памяти ребенка;
- приобретение базовых знаний для включения в целенаправленный процесс домашнего воспитания всех членов семьи;
- установление обратной связи с воспитателями ребенка.
Основные принципы построения интегрированных занятий:
- Каждое занятие - в радость!
- Не ждём результата – наслаждаемся процессом.
- Не скупимся на похвалу, не заставляем, не ругаем.
- Не теряем чувство юмора.
- Самостоятельность – очень ценное сопутствующее приобретение, всячески поощрять.
- Полноценное развитие происходит только в том случае, если ребёнок выполняет задания по собственной инициативе, с желанием. Желание же появляется у малыша, если взрослые его незаметно стимулируют – например, неожиданным сюжетом, забавными персонажами, игровой ситуацией, - но главное – собственным примером и увлечённостью.
- Творчеству зелёный свет, задача мам – объяснить ребёнку, что он делает, перевести в слова, укрепить образно-словесную связь.
- Ничего не исправлять.
- Важно, тем не менее, разумное не давящее направляющее участие взрослого, чтобы не развить излишнюю самонадеянность и не породить необоснованные притязания.
В процессе проведения совместных занятий малыш рядом
с мамой чувствует себя уверенным, защищённым, самостоятельным. Поэтому на занятии мамы не сидят вдоль стеночек, а включаются в творческий процесс вместе с детьми.
Особое внимание уделяется созданию доброжелательной атмосферы на занятиях, поскольку в период раннего детства для малыша важны и необходимы: защищенность, одобрение, поддержка, душевное тепло именно со стороны главного человека в его жизни – мамы.
Совместные занятия родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении могут проводиться по следующим направлениям:
- включение детей в различные виды музыкальной деятельности: изобразительные движения под музыку, пение, музыкальные игры, танцы, игра на музыкальных инструментах, творческие задания под музыку;
- художественный труд, например, изготовление поделок;
- игровая деятельность: пальчиковые игры, потешки;
- кукольный театр, сюрпризные моменты, появление сказочных персонажей (кукол, переодетых взрослых или детей).
Зачастую дети трудно проходят период адаптации в детском саду. Для ребенка дошкольного возраста его дом, его семья – самая важная среда обитания, детский сад не может ее заменить, невзирая на наличие развивающей среды и квалифицированных педагогов - воспитателей. Занятия, проводимые с участием родителей, помогают сложному переходному периоду адаптации и начальной социализации ребенка в незнакомой для него среде и коллективе сверстников. Любящие заботливые родители смогут вынести для себя из стен детского сада полезный педагогический опыт для взаимодействия и общения с ребенком в домашних условиях и, в свою очередь, добавить частичку родительского тепла и уюта в условия внедомашнего пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования.
Такие занятия могут продолжаться и в дальнейшем, как в среднем, так и в старшем дошкольном возрасте, но только уже на другом уровне, перерасти в совместное проведение праздников, в которых объединится несколько поколений: дети, родители, бабушки, дедушки. Таким образом, эмоциональный контакт всей семьи в процессе игрового досугового общения внесет значительный вклад в психо-эмоциональное и духовно-нравственное здоровье ребенка, укрепит семейные узы, сможет решить проблемы взаимоотношений в семье.
Многие дошкольные учреждения проводят интересные проекты и программы по взаимодействию с семьей, досуговые мероприятия: «Кулинарный поединок», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мамин (папин) день»; информационно-просветительские проекты «Школа родительства», «Родительская газета», содержащие полезную и интересную информацию; выставки «Бабушкин сундук», «Семейный портрет»; собирают вместе с семьей так называемый «портфельчик» (портфолио с историей жизни и творчества) для ребенка с 0 до 7 лет, чтобы подарить его на выпуск из детского сада и.т.п.
Такое активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения, безусловно, самое эффективное в решении выше поставленной проблемы родительской некомпетентности. Но что делать, если времени у родителей крайне мало, а проблемы и вопросы все-таки возникают, куда идти, ведь специальных социальных институтов занимающихся вопросами семьи недостаточно. Такую роль, частично, сегодня должны на себя взять дошкольные образовательные учреждения.
Одним из путей решения проблемы могут стать консультации для родителей, проводимые на родительских собраниях приглашенными специалистами в области педагогики, психологии, медицины или, например, многодетными родителями, имеющими успешный опыт воспитания своих собственных детей. Результатом должно стать повышение педагогической культуры родителей, кооперация воспитательных усилий и возможностей семьи и коллектива детского сада, создание условий для обмена педагогическим опытом.
Важной формой работы с родителями является диагностика проблем в воспитании и взаимоотношениях с ребенком. Проведенное на базе одного из дошкольных учреждений Санкт-Петербурга диагностическое исследование с родителями выявило не только заинтересованность в решении проблем касающихся детей, но и еще один очень важный факт – отсутствие у некоторых родителей каких-либо проблем и вопросов при констатации специалистами наличия поведенческих отклонений у ребенка этих же родителей. То есть, родители не видят существующих проблем (зачастую они находятся в зачаточном состоянии и видны только специалисту) и, поэтому, не в состоянии их решить и помочь собственному ребенку. Своевременно выявить их, найти правильное решение, скорректировать поведение ребенка, наладить взаимоотношения в семье можно на основе установления взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и семьи воспитанников.
Для диагностики ребенка психологи часто используют проективную методику «Рисунок семьи», которая является полифункциональной. С одной стороны, с ее помощью можно изучить структуру и взаимоотношения между членами семьи, а с другой - она отражает переживания и место самого ребенка, отношение его к семье, ее членам, его половую идентификацию. Проводя такую диагностику с детьми важно тактично, профессионально и конфиденциально довести результаты исследования до родителей и совместно с ними совершить поиск решения существующих проблем.
Только общими усилиями можно достигнуть высоких результатов в формировании здоровой личности ребенка. Здоровой не только в смысле физического здоровья, что тоже очень важно, но и в смысле психического, духовно-нравствественного здоровья. Усилия родителей в воспитании детей не пройдут даром - «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость, «Посеешь мало и пожнешь мало» - сказано в библейской истине. Родители должны помнить о своей ответственности в воспитании детей и не перекладывать ее целиком и полностью на другие социальные институты, - первичным и самым главным всегда остается семья. Но, в помощь современной семье, родители в которой могут быть людьми самых разных профессий, придет педагогическая компетентность специалистов, работающих в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, начиная с дошкольной ступени образования.
Объединить свои усилия и воспитать детей так, чтобы они стали нужными в свой стране, счастливыми в своей семье, опорой родителям в старости – вот задача современного общества и первоначальных социальных институтов в жизни ребенка – семьи и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.
Содержание 1. Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста2. Состояни...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Основы разработки и реализации программ социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста
Основы разработки и реализации программ социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста...
Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Красносельского района г. Санкт-Петербург...
Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей: «Значение плавания для социального и физического развития детей дошкольного возраста»....