Программа Театральной студии "Преображение"
рабочая программа

Маркова Светлана Николаевна

Направленность программы:  

Программа «Преображение» направлена на создание условий для развития сценических способностей у ребенка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, музыкальной, познавательной. Данная программа направлена на приобщение дошкольников к миру искусства.

Ведущая идея данной программы - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.

 Программа способствует развитию наблюдательности у детей, развитию навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, с применением здоровьесберегающих технологий:

• дыхательная гимнастика;

• мимическая гимнастика;

• пальчиковые игры со словами;

• гимнастика для глаз;

• сценическая пластика;

• пантомима

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимую индивидуальность.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Основной формой проведения образовательной деятельности является игра.  Театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Взрослые и дети являются равноправными участниками данной программы.

Актуальность программы: программа «Преображение» направлена на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Средства и методы театрально-игровой деятельности, направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображение, артистических способностей детей дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

 Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

   Целевая группа: дети дошкольного возраста от 4 лет до 7 лет.

Цель программы:Создание условий для развития сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр, игр-представлений, приобщение к театральному искусству.


    Задачи программы:

     Образовательные:

Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)  Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения)

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.

     Развивающие:

Развивать у детей артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы).

 

     Воспитательные:

Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления, постановки фильмов, спектаклей.

     Отличительные особенности:

Программа «Преображение» отличается принципами проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности.

Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.    

 В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

 Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Театральная азбука», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, театральными профессиями, видами театров и т.д.
  2. «Актерское мастерство» дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  3. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
  4. «Постановка спектакля» учатся работе над ролью, целостной постановки спектакля.
  5. «Итоговое мероприятие»-показ спектакля, рефлексия. Данная программа предполагает тесное взаимодействие с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

  Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белоярский детский сад»

ПРИНЯТО:                                        

 на заседании педагогического                 Совета

МБДОУ «Белоярский ДС»

протокол № 1

«31» августа 2021 г.

                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Белоярский ДС» ____________С.Н Маркова                                                                                                                                                                               «___»____________2021г.

Общеразвивающая программа

художественной направленности

театральной студии

 «Преображение»

        возраст обучающихся 4-7 лет

    (срок реализации – 3 года)

2021год.

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………..4

Особенности развития детей                                        …………………..………………………..……………………..….…....7

Формы и методы                                                         ………………….………………………………………………….…..…. 8

Ожидаемые результаты  …………………….                                          ………...……………………………………………….9

Тематический план работы…………………………………….………………………………………………………….....10-12

Содержание…………………………………………………………………………………………………………………….….13

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

     Общеразвивающая программа художественной направленности «Преображение» (далее – Программа) разработана и составлена на основании нормативных правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений всех типов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2019 года приказом Минпросвещения России от 21 января 2019 года N 31
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики. Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе.  В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 Программа «Преображение» направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, формированию эстетического вкуса, развитию коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);   воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);  созданием положительного эмоционального настроя, в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 Данная программа написана на основании программы художественно-творческого развития Губановой Н.В. «Театрализованная деятельность»; программы Н.Ф.Сорокиной «Театр - творчество - дети», Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб. - метод. пособие/Нов ГУ им.Я.Мудрого.В.Новгород,2006

Используя театральную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стресс образующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

 Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Направленность программы:  

Программа «Преображение» направлена на создание условий для развития сценических способностей у ребенка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, музыкальной, познавательной. Данная программа направлена на приобщение дошкольников к миру искусства.

Ведущая идея данной программы - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.

 Программа способствует развитию наблюдательности у детей, развитию навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, с применением здоровьесберегающих технологий:

• дыхательная гимнастика;

• мимическая гимнастика;

• пальчиковые игры со словами;

• гимнастика для глаз;

• сценическая пластика;

• пантомима

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимую индивидуальность.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Основной формой проведения образовательной деятельности является игра.  Театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Взрослые и дети являются равноправными участниками данной программы.

Актуальность программы: программа «Преображение» направлена на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Средства и методы театрально-игровой деятельности, направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображение, артистических способностей детей дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

 Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

   Целевая группа: дети дошкольного возраста от 4 лет до 7 лет.

Цель программы:Создание условий для развития сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр, игр-представлений, приобщение к театральному искусству.


    Задачи программы:

     Образовательные:

Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)  Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения)

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.

     Развивающие:

Развивать у детей артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы).

     Воспитательные:

Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления, постановки фильмов, спектаклей.

     Отличительные особенности: 

Программа «Преображение» отличается принципами проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности.

Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.    

 В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

 Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Театральная азбука», дети знакомятся с явлениями общественной жизни, театральными профессиями, видами театров и т.д.
  2. «Актерское мастерство» дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  3. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
  4. «Постановка спектакля» учатся работе над ролью, целостной постановки спектакля.
  5. «Итоговое мероприятие»-показ спектакля, рефлексия. Данная программа предполагает тесное взаимодействие с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

  Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Особенности развития детей от 4 до 5 лет

     У детей пятого года жизни углубляется интерес к театрализованным играм. Ребёнок постепенно переходит от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя. Эмоционально откликается на художественные и музыкальные произведения, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей и животных. Активнее проявляется интерес к музыке, к разным видам музыкальной деятельности. Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. Возрастает объём памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Продолжает развиваться воображение. Дети могут придумать сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

 Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Особенности развития детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Проявляется интерес к определённому виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре. Углубляется театрально-игровой опыт за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры.  Ребёнку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.

Особенности развития детей от 6 до 7 лет

     Для детей седьмого года жизни игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, им доступны режиссёрские игры, где персонажи-куклы, послушные ребёнку. В этом возрасте дети уже могут разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.  Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребёнка позволяет ему значительно ярче проявить себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

     Срок реализации программы: 3 года.

     Формы образовательной деятельности: групповая по 10-15 человек, подгрупповая, индивидуальная.

Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН (а):

РЕЖИМ:

     4-5лет: (средняя группа): 2 раза в неделю, (вторник, среда) по 20 минут.

     5-6 лет: (старшая группа): 2 раза в неделю (среда, пятница) по 25 минут.

     6-7лет: (подготовительная группа): 2 раза в неделю, (среда, пятница) по 30 минут.

Критерии и показатели эффективности программы:

  1. Критерии: «Эмоционально-волевое развитие детей» Показатели: способность различать и проявлять эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека.
  2. Критерии: «Творческие способности детей» Показатели: Наличие интереса у детей к театральной деятельности, проявление фантазии, умение передать точность, яркость создаваемого образа, умение играть роли сказочных персонажей из русского народного фольклора.
  3. Критерии: «Коммуникативная компетентность» Показатели: расширение объема активного словарного запаса снижение количества межличностных конфликтов, повышение самооценки, развитие коммуникативно- речевых навыков.

Методы мониторинга: наблюдение, беседа, методика «Вербальная фантазия» С.Н.Немова (речевое воображение), методика «Определение активного словарного запаса» С.Н.Немова, тест «Лесенка», С.Г.Якобсона, В.Г.Щура (определение самооценки).

Формы и методы работы с детьми: занятия, спектакли, репетиции, виртуальные экскурсии.

  • Мимическая гимнастика.
  • Игры –драматизации, театрализованные игры.
  • Упражнения эмоционального развития детей.
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры –  превращения («учись владеть своим телом»), образные
  • упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Беседы, чтение рассказов.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Пантомимические этюды и упражнения

     Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

     Ожидаемые результаты:

   Дети средней группы:

  • удовлетворенность детей творческой деятельностью;
  • знают и произносят несколько скороговорок;
  • взаимодействуют со сверстниками;
  • разыгрывают этюды для развития необходимых психических качеств (восприятие, воображение, внимания, мышления), на выразительность жестов и эмоций, проводятся специальные театральные игры;
  • различают и изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений;
  • разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;» (интонацию, мимику, жест);
  • используют в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
    изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками;
  • Чувствуют и понимают эмоциональное состояние героя, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Старшая группа:

  • удовлетворенность детей творческой деятельностью;
  • дети произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;
  • действуют на сцене в коллективе;
  • держатся уверенно перед аудиторией.

Подготовительная группа:

  • ребята имеют представление о театре как о виде искусства, особенностях театра, сценической культуре;
  • удовлетворенность детей творческой деятельностью;
  • имеют навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;
  • знают основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);
  •  умеют пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;
  •  умеют свободно ориентироваться на сценической площадке;
  • умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
  • умеют сочинять этюды по сказкам;
  • может применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.

Формы подведения итогов реализации программы «Преображение»:

 Полученные знания и умения ребята демонстрируют на открытых занятиях, открытых концертах для родителей, фестивалях.

Ресурсное обеспечение программы: Программа реализуется педагогами высшей и первой квалификационной категориями.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Раздел I  Театральная азбука

3

2

      1

1.1.

1.2.

1.3.

«Мы в театре ...»

 Вводное занятие Знакомство с куклами и театральной студией

2. Происхождение куклы, виды кукол

3. Знакомство с разными видами театров.

Просмотр познавательных мультфильмов.  Виртуальная экскурсия в кукольный театр.

1

1

1

1

1

1

Раздел II Актерское мастерство

11

11

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

   2.9.

   

 Слова и эмоции

Волшебные средства понимания

Работа над постановкой голоса

Дикция

Движения кистей, пальцев рук

Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, движения тела

Рассказ по рисунку

Превращения в растения, животных, предметы, героев сказок

Сочиняем сказку

1

1

2

2

1

1

     1

     1

     1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

Раздел III Ритмопластика

4

4

3.1.

Ритмика

1

1

3.2.

3.3.

3.4.

Игры на развитие двигательных способностей, развитие   ребенка идет от движений и эмоций к слову.

 Музыкально –  пластические импровизации. Жесты как важное средство выразительности.

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

1

1

1

1

1

1

Раздел IV Постановка спектакля

16

2

14

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Выбор пьесы. Работа с текстом

Работа над ролью

Репетиции

Изготовление костюмов, декораций

Работа над целостной постановкой  спектакля

1

3

5

2

5

1

1

2

5

2

5

Раздел V Итоговое мероприятие

2

2

5.1.

5.2.

  5.3.

Показ спектакля

Рефлексия

Монтировка фильма

1

1

1

1

Всего

36

4

     32

Содержание программы

Раздел I Театральная азбука

  1. Театр как вид искусства.  Знакомство детей друг с другом. Упражнение «Свой дом». Виды театра. Проводятся пальчиковые игры для активизации мелкой моторики рук. Ребятам прививается интерес к кукольному спектаклю через показ сказки педагогом, развиваем умение концентрировать внимание на кукле.
  2. Происхождение куклы. Виды кукол. Театр кукол в Древней Греции. Вифлеемский ящик. Италия -  самая кукольная страна в Европе. Куклы востока (тростевые). Японский театр теней. Первые куклы: Пульчинелла, Петрушка. Виды кукол; перчаточная, планшетная, марионетка, тростевая, театр теней. Игра «Оживи предмет». Упражнения «Море», «Птицы», «Змея», «Музыкальные инструменты».
  3.  Экскурсия в театр. Просмотр познавательных мультфильмов.  Виртуальная экскурсия в кукольный театр. С ребятами проводятся беседы о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале)

       Раздел II. Актерское мастерство 

Ребята учатся: приемам управления настольными куклами; правильной дикции (потешки, скороговорки, чистоговорки). Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками». Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). Движения (этюды с музыкальным сопровождением) имитировать характерные действия персонажей; передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением), знакомятся с театральными куклами-прыгунками, ложковым театром.

           2.1.   Слова и эмоции. Игра «Здравствуй, друг». Игра «Ассоциации». Какие эмоции вызывают данные слова? Модели выражения основных эмоций (радость, грусть, удивление, интерес, страх, гнев и т.д.). Этюды на выражение основных эмоций: «Нам грустно», «Праздник непослушания», «Сидит, сидит зайка», «Ехала деревня», «Идет котинька из кухни». «Рисуем чувства». «Ролевой диалог»

         Прием «Говорю-слушаю». Упражнение «Интервью». Игра «Зеркало».

           2.2.    Волшебные средства понимания.  Разминка. Игра «Это – ты, это – я…». Волшебные средства понимания: мимика, жесты, интонация.  Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться? Что их отличает? Этюд на различные позиции в общении. Диалоги в парах (лицом друг к другу; один стоит, а другой сидит; спиной друг к другу). Обсуждение впечатлений. Соотнесение человека и его тактильного образа. Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». Игра «Узнай, чей голосок». Упражнение на интонацию. Мимика. Модели выражения основных эмоций. Упражнения «Маски», «Нарисуй свое настроение».

          2.3.    Работа над постановкой голоса. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. Упражнения для отработки элементов интонационной выразительности (темп, ритм, тембр речи). Игра «Злые-добрые кошки». Фразовое и логическое ударение и паузация. Упражнения на умение координировать голос с движениями рук.

         2.4.    Дикция. Гимнастика губ, языка. Упражнения на произношение звуков. Произношение чистоговорок, скороговорок. Театрализованные игры с элементами кукольного театра по сказке «Как собака себе друга искала».

         2.5.   Движение кистей, пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика кистей. Этюды на выразительность жестов.

2.6.   Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, движений тела.  Разминка. Игра «Клубочек». Элементы выразительных движений: мимика, жест, поза, походка. Мимические и пантомимические этюды по сказке «Колобок».  Игра – импровизация «Котята» (песенка в переводе С. Маршака). Задание. Перед вами театральные маски. Как вы думаете, герои каких сказок могли бы их носить? Рефлексия: нарисуй свое эмоциональное состояние. Мимическая гимнастика «Мы подмигиваем», «Мы нюхаем», «Мы умеем удивляться», «Толстяки и худышки», «Мы умеем сердиться», «Изобрази с помощью мимики». Мастер класс для сверстников «Повтори за мной». Инсценировка сказки «Мама-для гномов».        Консультация «Мимические упражнения в домашних условиях» Учатся, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, приемам и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.

     2.7.    Рассказ по рисунку. Разминка. Упражнение «Незаконченная картина». Один забывчивый художник не закончил свою картину. Как ты думаешь, что он хотел изобразить на ней? Нарисуй и расскажи, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк стал очень добрым?

     2.8.   «Волшебная палочка». Превращение в растения, животных, предметы, героев сказки. Разминка. Упражнения на релаксацию: «Надувные шарики», «Снеговик», «Волшебное перышко». Этюды: «Волшебные цветы», «Обезьянки», «Путешествие в страну Трямляндию». Творческий конкурс на лучшее изображение героя сказки.

     2.9.    Сочиняем сказку. Разминка. Речевая зарядка (чистоговорки, скорговорки). Коллективное сочинение сказки. Разыгрывание эпизодов сказки.

Раздел III. Ритмопластика

  1. Ритмика. Включает комплексные ритмические упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений под музыкальное сопровождение.
  2. Игры на развитие двигательных способностей, развитие   ребенка идет от движений и эмоций к слову. Разминка. Игра «Твистер» (для пальцев рук). Отработка движений под счет, остановка в движении, конкретные действия (походка, жесты, поворот головы, корпуса). Этюды к сказке «Теремок».

 Музыкально –  пластические импровизации. Жесты как важное средство выразительности. Игра «С камушками», «Звонкие ладошки». Участие в театрализованной постановке «Снежная королева», «Угадай, что я делаю». Ребята играют в театральные игры. Учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную ему; развивается способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, учатся запоминать слова героев спектаклей; развивается зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произношении слов, отрабатывается  дикция качества. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  1. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения развивают мелкую моторику и стимулируют речевое развитие.

Раздел IV. Работа над спектаклем

4.1.    Выбор сказки. Работа с текстом. Читка сказок «Снежная королева», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха». Работа с текстом. Обсуждение: цепь событий, главные и второстепенные действующие лица, характер действующих лиц, их взаимоотношения. Цель и мотивы поведения героев. Деление на речевые такты, выделение интонационных знаков, пауз. Определение главной мысли. Чтение по ролям.

4.2.   Работа над ролью. Работа с текстом. Образ героя. Какие человеческие черты характера ты защищаешь, и какие высмеиваешь? Поступки и действия героя. Нахождение похожих ситуаций в жизни. Чтение и игра по ролям. Дети слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, играют в театральные игры. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

         4.3.    Репетиции.  Разминка (артикуляционная, пальчиковая гимнастика).  Походка, жесты, поворот головы, корпуса. Приспособление к реквизиту, декорациям. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Репетиция спектакля. Рефлексия. Как мне удалось исполнить роль?

        4.4.    Изготовление костюмов, декораций к спектаклю

 

       4.5.    Показ спектакля «Снежная королева» «Дюймовочка», «Муха-цокотуха». Разминка. Эмоциональный настрой детей. Показ спектакля. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Раздел V. Итоговое занятие

5.1.    Рефлексия. Эссе «Я – актер театральной студии «Преображение». Оформление фотовыставки «Театр, где играют дети».

Средняя группа:

Раздел № 1 «Мы в театре ...» С ребятами проводятся беседы о разных видах театра и работниках театра: художник, музыканты (оркестр), проводятся игры «В мастерского художника», «Оркестр», «Гримерная». Дети продолжают различать и изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест);

Раздел № 2 «Кукляндия» Введение в кукловедение. Ребята знакомятся с театром кукол на гапите. Проводится этюдный тренаж с куклами на гапите, формируются навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой, ложкового театра. Ребята просматривают кукольные спектакли в исполнении педагога. Выполняют моделирование сказки, разыгрывают ее сюжет. На занятиях у ребят продолжаем воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. С ребятами разыгрываются этюды для развития необходимых психических качеств (восприятие, воображение, внимания, мышления), на выразительность жестов и эмоций, проводятся специальные театральные игры.

Каждое занятие проходит как игра, учащая детей чему-то новому. Например, понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми.

Раздел № 3 Театрализованные игры. В раздел включены: общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами. Ребята играют в театральные игры. Учатся ориентироваться  в  пространстве,  равномерно размещаться  по  площадке,  строить  диалог  с  партнером  на  заданную  тему;  развивается способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, учатся запоминать слова героев  спектаклей;  развивается  зрительное,  слуховое  внимание,  память,  наблюдательность, образное мышление, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком  произношении  слов,  отрабатывается  дикция качества. Учатся, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, приемам и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.

Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами

Раздел № 4 Волшебная сказка Дети становятся актерами, с помощью педагога разыгрывают сказки, применяя полученные навыки и умения.  Учатся разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов; развиваем способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. На объединении у ребят формируется положительное отношение к театрально-игровой деятельности. Учатся использовать технику художественного приема аппликации, делают объемные игрушки. Учатся использовать заместители для обозначения персонажей сказки.

Учатся использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов, изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

     Старшая группа:

Раздел № 1 «Театральная игра» Воспитанники продолжают играть в театральные игры, создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов. Тренировать зрительное и слуховое внимание. Развивается выдержка, согласованность действий. Прививается умение свободно перемещаться в пространстве, учатся

координировать свои действия с товарищами, слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками;

Раздел № 2 Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,

логикой речи и  орфоэпией.  В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные  и  интонационные;  творческие игры со словом. С детьми проводятся беседы: «История возникновения театра». «Особенности театрального  искусства». «Театральные профессии». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, разучивают скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни.

Раздел № 3 Мастерство актера. В раздел включены игры, этюды, музыкально-пластические импровизации на развитие творческих способностей детей: дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки), Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»), мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера), движения (этюды с музыкальным сопровождением). Воспитанники слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, играют в театральные игры.

Раздел № 4 Ритмопластика

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение  ощущения гармонии  своего  тела  с  окружающим  миром,  развитие  свободы  и выразительности телодвижений. Игры на развитие двигательных способностей, развитие   ребенка идет от движений и эмоций к слову. Музыкально  –  пластические  импровизации,  передавать  в  пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений . Жесты как важное средство выразительности.

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

Раздел № 5 Кукляндия. Знакомятся и учатся приемам кукловождения кукол-бибабо, учатся показывать спектакль с куклами данного вида театра. Играют в пальчиковые игры, настольный плоскостной театр; театр игрушек; театр на магнитах; ростовой театр и др. Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки. Принимают участие в в различных театрализованных кукольных представлениях, сценках, выступают перед сверстниками, родителями.

Раздел № 6 Работа над спектаклем

(Вспомогательный раздел) базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями

      Подготовительная группа: 

Раздел № 1 «Театральная игра». В раздел включены: общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами. Воспитанники играют в театральные игры, разыгрывают ситуации, этюды, способствующие развитию у ребенка психических процессы — внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности. Ребята учатся: постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (грим, музыка, слово, хореография, декорации); самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты, декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли;

использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения), продолжают играть в режиссерские игры (настольный театр, театр на руке, пальчиковый театр, напольные куклы) - игры-драматизации (инсценировка потешек, инсценировка стихов, песен). Проводятся игры на развитие дыхания и речи - дикционные и интонационные упражнения - творческие игры со словом, игры – имитации под музыку - этюды – упражнения, разучивают скороговорки.

Раздел № 2 Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.  В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать  простейшие  рифмы.  Упражнения делятся на три  вида: дыхательные  и  артикуляционные;  дикционные  и  интонационные;  творческие игры со словом. С детьми проводятся беседы: «История возникновения театра». «Особенности театрального искусства». «Театральные профессии». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, разучивают скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни.

Раздел № 3 Мастерство актера. В раздел включены игры, этюды, музыкально-пластические импровизации на развитие творческих способностей детей. Воспитанники слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, играют в театральные игры.

Раздел № 4 Ритмопластика

Включает комплексные  ритмические, музыкальные,  пластические  игры  и  упражнения,  обеспечивающие  развитие естественных  психомоторных  способностей  ребенка,  обретение  ощущения гармонии  своего  тела  с  окружающим  миром,  развитие  свободы  и выразительности телодвижений. Игры  на  развитие  двигательных  способностей,  развитие   ребенка  идет  от движений и эмоций к слову. Музыкально  –  пластические  импровизации,  передавать  в  пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений . Жесты как важное средство выразительности. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

Раздел № 5 «Кукляндия». Знакомятся и учатся вождению куклами-бибабо, учатся показывать спектакль с куклами данного вида театра. Играют в пальчиковые игры, настольный плоскостной театр; театр игрушек; театр на магнитах; ростовой театр и др. Дети разыгрывают диалоги, сценки, этюды, номера, инсценировки. Широко используют разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный и др). Ребята работают над спектаклями (четыре выступления) - выбор сценария и его обсуждение - знакомство с музыкальным оформлением - подготовка костюмов и атрибутов - работа над эпизодами - индивидуальная работа - репетиция отдельных картин - генеральная репетиция - показ спектакля. Принимают участие в различных театрализованных представлениях, сценках, выступают перед сверстниками, родителями

Раздел № 6 «Работа над спектаклем».

(Вспомогательный раздел) базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство  с  пьесой;

от этюдов к спектаклю.

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным

текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями

Библиографический список

1.Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. М., 2009.

2.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 -9 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. Пособие / НовГУ им. Я. Мудрого. В. Новгород, 2006.

7. Мерзлякова С.В. Фольклор-музыка-театр. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

8. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. М.: «ЦГЛ», 2004.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АОКТИ, 2000.

11. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр!: Экологические сценарии театрализованных представлений для детей логопедических групп доу.- СПб.: «Детство-пресс», 2004.- 80 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

План работы с родителями по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций по программе Театральные дорожки в подготовительной группе»

План работы с родителями  по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций  по программе Театральные дорожки в  подготовительной группе»...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...