«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
консультация (младшая группа)
Значение развития мелькой моторики у детей раннего возроста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey.docx | 450.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка.
По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.
Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
• «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребёнок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.
• «Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребёнок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребёнок, а мама или папа повторяют за ребёнком.
• «Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребёнку можно предложить посоревноваться в этой игре.
• «Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребёнку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребёнку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.
• «Улыбка колобка». Для начала маме на двух альбомных листах нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребёнку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например: делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.
• «Застёгивание, расстёгивание и шнуровка». Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Ещё дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.
• «Лепка». Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
• «Рисование и раскрашивание». Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
• «Собирание мозаик». Для детей до 3 лет выбирают мозаики с крупными частями. Мозаики также тренируют воображение.
• «Вырезание». Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.
• Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, чёткими и скоординированными.
Как развить мелкую моторику у ребенка
«Мозг — на кончиках пальцев»: эта фраза отлично объясняет, зачем нужно развивать мелкую моторику. От того, насколько хорошо ребенок умеет работать руками, напрямую зависит развитие его речи, способность концентрироваться, устанавливать причинно-следственные связи, а также координировать зрение и слух с движениями рук и ног.
Руководство к действию
Дети очень активны и любознательны, поэтому развитие мелкой моторики у них идет естественным образом. Задача родителей — помочь им в этом, придумывая ситуации, которые заинтересуют и увлекут ребенка.
На первом году жизни дети учатся дотягиваться до предметов, зрительно оценивая и преодолевая расстояние, хватать их, удерживать и перекладывать из руки в руку (очень полезное упражнение, в котором участвуют оба полушария мозга). Во втором полугодии малыш постепенно учится удерживать мелкие предметы двумя или тремя пальцами.
Детям нравится подражать взрослым, поэтому не бойтесь привлекать их к участию в домашних делах. Достаньте из кухонных ящиков поварешки, толкушки, крышки, гибкие формы для выпечки, прихватки и полотенца и предложите ребенку рассмотреть их, потрогать и подержать. Не запрещайте ребенку пробовать все это на вкус, следите только, чтобы среди этих предметов не было мелких или острых.
С девочками можно вместе наполнить тазик мыльной водой и помыть игрушечную посуду. Мальчикам будет интересно поиграть с игрушечным набором столярных инструментов, порыбачить с магнитными удочками или залезть под капот машинки. Такие игры приучают детей помогать по дому и воспитывают самостоятельность. Позвольте ребенку самому одеться и раздеться, справиться с молнией, липучками и пуговицами — это самая доступная и эффективная тренировка моторики рук.
Крупные движения также способствуют развитию речи, внимания и усидчивости, поэтому играйте в подвижные игры, танцуйте, выполняйте гимнастические упражнения. Спортивным детям легче дается учеба, поскольку хорошее владение своим телом способствует развитию координации глаз и рук, ребенку проще рисовать и чертить, а также рассчитывать движения.
Игрушечная еда и посуда
Возьмите несколько листов бумаги и совершите с ребенком путешествие через «болото» по «кочкам» — листам бумаги. Положите лист на пол, встаньте на него двумя ногами, а другой лист положите впереди себя. Переступите на другой лист, обернитесь, снова возьмите первый лист и положите впереди. Не останавливайтесь, пока не дойдете до конца комнаты.
Расскажите ребенку про путешествие Элли, Тотошки, Страшилы и Железного Дровосека к Изумрудному городу, а потом желтым мелком нарисуйте на асфальте извилистую дорогу из желтого кирпича и вместе пройдите по ней, сохранив равновесие.
Пальчиковая гимнастика
В течение дня делайте с ребенком пальчиковую гимнастику, совмещенную с массажем. Во время гимнастики можно рассказывать потешки и стишки. Они задают ритм, легко запоминаются и развивают речь.
Все знают одну из самых древних потешек про Сороку-ворону (Сороку-воровку, Сороку-белобоку), во время которой малышу водят по ладошке пальцем, как бы размешивая кашку, а затем переходят к его пальчикам, называя их и загибая:
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил…
Но существует более полная версия этой потешки (и не одна), в которой участвуют не только ладонь и пальцы, но и вся рука ребенка:
(водят по ладошке)
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не придут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала.
(указывая на каждый палец руки, начиная с большого)
Этому дала на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки.
(останавливаясь на мизинце)
А этому нет ничего.
Ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
(обделенный мизинчик идет искать работу, а действие переходит на всю руку)
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет,
(легонько нажимают на запястье)
По воду ходит,
Квашню творит.
(ходят двумя пальцами вдоль ручки)
Вода на болоте,
Мука не молота,
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробочку,
Пошел по водичку
(показывают на разные участки руки)
Тут ступил —
Тепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень,
(показывая на кисть руки)
Тут колода,
(подвигаясь к локотному сгибу)
Тут мох,
(приближаясь к подмышке)
Тут болото…
(щекочут под мышкой)
Тут студеная водица.
Занятия по Монтессори
В клубах, где педагоги занимаются с детьми по системе Монтессори, моторику развивают вместе с сенсорикой, речью, мышлением и навыками самообслуживания. На занятиях организованы специальные зоны: уголок с водой, песком, крупами, полочки с посудой, стенды с дверцами и защелками, формовочные доски и пазлы. Ребенок сам выбирает, чем он хочется заниматься и под руководством педагога исследует новые материалы, получает навыки самообслуживания (подметает рассыпавшуюся крупу, убирает в коробку детали игры) и общается с другими детьми.
Монтессори-уголок легко создать у себя дома. Для организации «сухой зоны» понадобится крупа или песок — предложите ребенку отыскать спрятанные в гречке маленькие игрушки, порисовать на подносе или тарелке с разровненным слоем манки или рассортировать смешанные крупы. В тазике или ванне можно создать «водную зону». Переливайте воду из одного сосуда в другой, подкрашивайте ее разными красками и смешивайте их, устраивайте соревнования по ловле магнитных рыбок.
Предметы, развивающие мелкую моторику
Детям нравится управлять и наблюдать за чем-то движущимся. Мячики, игрушечный транспорт и любые игрушки на колесах, движущиеся в лабиринте шарики или нанизанные на веревочки бусины — отличные предметы для развития мелкой моторики.
Кстати, упражнение Винни-Пуха «входит и выходит» с лопнувшим шариком и пустым горшком тоже отлично тренирует моторику. Для этого подойдут коробочки, баночки, контейнеры, мешочки и пакетики, шкафчики и ящички от игрушечной мебели, а наполнять их можно конфетами, крупой, крупными пуговицами и маленькими игрушками. Мальчикам можно предложить загрузить большую машину мелкими предметами или помочь пассажирам из пластилина войти в игрушечный автобус.
Рисование и аппликация
На втором году жизни ребенок пробует рисовать. Навыки рисования, которое предшествуют письму, незаменимы — даже конструктор не так эффективен. Лучше всего рисовать карандашом — он, в отличие от фломастера и ручки, формирует силу нажима и требует больше моторной работы пальцев, кисти и руки. Ребенку будет интересно, если родители порисуют вместе с ним, например, мама нарисует голову слона, папа — туловище, а ребенок — ноги, хвост, хобот и уши.
Родители должны не только познакомить малыша с инструментами для рисования, но и научить его правильно держать кисть и карандаш. Сначала можно порисовать мелками — их держать намного проще. Пальчиковые краски также помогут сделать жизнь ярче (правда, разукрашена будет не только бумага, но и одежда, поэтому наденьте фартук и переоденьте ребенка во что-нибудь попроще). Потом вложите пишущий прибор в детскую руку и покажите, как нужно зажимать его пальцами.
Еще для рисования подходят специальные доски (их удобно брать в дорогу), восковые и пастельные мелки, наборы для рисования на стенах, краски-тюбики. С детьми постарше можно освоить рисунок по ткани или раскрасить гипсовые фигурки. Только смотрите в оба: юные художники раскрашивают стены и мебель не хуже альбомов для рисования.
Кстати, рисовать можно не только пальцами рук, но и пальцами ног! Покажите ребенку, как можно зажать фломастер между большим и указательным пальцами ноги, и попробуйте нарисовать круг, квадрат, звезду и другие фигуры. Попробуйте сделать это вдвоем — будет очень весело.
Работа с бумагой не ограничивается только рисованием. Делайте аппликации из кусочков цветной бумаги, фантиков от конфет, наклеек и блестящей фольги. Придумать сюжет игры помогут развивающие книжки и альбомы со стикерами, раскраски, сборники с карандашными заданиями (соединить точки, пройти лабиринт). Обычно такие пособия снабжены возрастной маркировкой, поэтому сделать выбор будет достаточно просто.
Упражнения для развития обоих полушарий
Чтобы помочь ребенку использовать в игре две руки, развивая оба полушария мозга, давайте ему играть с пазлами, сортерами и шнуровками. Можно нанизывать бусины различной формы, распределять по формам геометрические фигуры, проходить лабиринты, завинчивать игрушечные винтики.
Один из лучших тренажеров для развития обеих полушарий — конструктор. Купите ребенку разные наборы — кубики, деревянные строительные блоки, пластиковые детали, мягкие конструкторы с элементами из фетра и липучками, плоскостные магнитные мозаики, позволяющие подбирать одежду, прически, части лица и тела, кубики с составными картинками, узорные Кубики Зайцева. Дети также очень радуются музыкальным инструментам — правда, родители им радуются гораздо меньше.
С детьми постарше поиграйте в кукольный театр — это отличное развлечение, когда к вам приходят гости с детьми. В качестве сценария возьмите готовую сказку или придумывайте сюжет по ходу пьесы. Актерскую труппу можно формировать постепенно, покупая разных кукол, или сразу приобрести готовый набор с пальчиковыми куклами и декорациями. Когда ребенок взаимодействует с куклой, занимается костюмом и гримом, у него развивается не только мелкая моторика, но и творческое мышление. А во время самого выступления тренируется крупная моторика, особенно, если ребенок управляет марионеткой.
Популярные товары для кукольного театра
Меры предосторожности
В работе с предметами очень важно соблюдать безопасность. В первую очередь осмотрите пространство, где играет ребенок. Электрические розетки, моющие средства, плита и столовые приборы должны находиться достаточно высоко, чтобы малыш не смог до них достать. Проверьте, чтобы на полу не валялись очень мелкие предметы, например, гранулы корма для домашних животных — ребенок может засунуть их в нос, в ухо или проглотить.
Не перегружайте ребенка заданиями и всегда ориентируйтесь на вещи, которые вызывают больший интерес. Но и не забывайте все время показывать ему что-нибудь новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат...
Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...
Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли ...
Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенн...
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста"
Мелкая моторика — это способность человекавыполнять мелкие и точные движения кистямии пальцами рук в результате скоординированныхдействий трех систем: нервной, мышечной икостной. Развитие мелкой...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста" (с презентацией)
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. ...