План по самообразованию
материал

План по самообразованию воспитателя на 2022-2023 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2021-2022.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» филиал (Детский сад)

План по самообразованию

Тема: «Применение пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

План составила воспитатель

                                                             старшей группы

Лэйла Салмановна Дильман

Ачинск

2021 – 2022 учебный год

Работа начата - 01.09.2021 г. Предполагается закончиться - 30.05.2022 г.

Тема: «Применение пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель самообразования: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:        

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  1. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  1. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
  1. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

           Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

            Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.

Предварительная работа: анализ методической литературы.

План мероприятий

месяц

игры-занятия

цели

сентябрь

1.Дидактическая игра «Стержни и кольца»

2.Игры с прищепками «Ежики»

3.Пальчиковая игра «Трик-трак»

4. Дидактическая игра "Мозаика"

-Учить детей нанизывать кольца на стержни.

-Развивать глазомер.

-Знакомить с цветом.

-Развивать тактильную чувствительность рук.

октябрь

1.Дидактическая игра "Цветные вкладыши".

2.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

3.Рисование пальчиками «Осенние листочки».

4.Пальчиковая игра «Паучина»

-Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета.

-Развивать сообразительность.

- Знакомить с цветом, величиной предмета.

-Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

ноябрь

1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

2.Рисование пальчиками «Дождик».

3.Игры с прищепками «Дерево».

4.Пальчиковая игра «Левая рука, правая рука».

-Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения .

-Развивать речь ребенка

-Развивать тактильную чувствительность рук.

декабрь

1.Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

2.Дидактическая игра "Сухой бассейн" (фасоль).

3.Шнуровки.

4.Рисование пальчиками «Снежинки».

5. Пальчиковая игра «Капитан»

-Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцами фасоль.

-. Развивать гибкость пальцев.

-Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

-Развитие координации движений.

январь

1.Дидактическая игра "Мозаика" (крупная).

2. .Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

3.Раскручивание – закручивание крышек на бутылочках.

4. Дидактическая игра "Сухой бассейн" (манка).

-Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

-Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

-Развитие координации движений.

-Развитие точности, переключаемости движений.

февраль

1.Разбор красной и белой фасоли.

2.Расстегивание – застегивание пуговиц.

3.Шнуровки.

4. Дидактическая игра "Мозаика" (напольная).

-Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

-Развивать тактильную чувствительность рук.

-Развитие точности, переключаемости движений.

март

1.Пересыпание пшена из одной емкости в другую.

2.Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии).

3.Раскраски

4.Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками.

 -Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено).

-Развивать исследовательские умения, мелкую моторику.

-Формировать умение действовать по показу взрослого.

-Развитие координации движений.

апрель

1.Выкладывание из палочек геометрических фигур.

2.Нанизывание бусин на шнурок.

3.Игры с прищепками «Снежинка».

4.Дидактическая игра «Поможем Золушке» (сортировка семян гороха и фасоли).

-Развивать координацию пальцев рук. -Развивать внимание, воображение

-Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

-Обогащать сенсорный опыт детей

май

1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

2.Мягкие пазлы (крупные).

3. Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии).

4.Рисование пальчиками и ладошками «Цветочная полянка».

-Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку.

 -Обогащать сенсорный опыт детей

-Развивать тактильную чувствительность рук.

-Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

Месяц

проведения

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация:

 «Пальчиковые игры - как средство  развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

 

Консультация: «Пальчиковые игры и упражнения»

Октябрь

Консультация: 

«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста средствами пальчиковых игр и упражнений».

 

Консультация: «Пальчиковые игры в воспитании детей»

Ноябрь

 

Папка – передвижка

«Нужно с пальчиками дружить»

Декабрь

Доклад

«Влияние пальчиковых игр на уровень развития    речи детей раннего возраста»

 

 

Январь

 Мастер-класс:

«Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса »

 

Консультация:

«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

 

Февраль

Консультация : «Влияние пальчиковых игр на всестороннее развитие детей раннего возраста»

Памятка: «Пальчиковые игры для малышей »

Март

 

Консультация:

 «Пальчиковая гимнастика»

Апрель

Папка-передвижка: « Играем с пальчиками и развиваем речь»

 

Буклеты: «Пальчиковая гимнастика дома»

Май

Буклет:

« Нетрадиционные  пальчиковые гимнастики»

 

План мероприятий с родителями:

Список литературы

1.  Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]/ О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с.

2.  Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют [Текст]/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.–144с.

3.  Волина, В. В. Учимся играя [Текст]/ В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994 – 120 с.

4.  Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ сост. Т. Н.Дронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

5.  Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]/ Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

6.  Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст]/ В. В. Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009.- 96с.

7.  Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]/ В. В. Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 80с.

8.  Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]/ В. В. Гербова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.- 144 с.

9.  Детская практическая психология [Текст]: Учебник / Под ред.

Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.

10.  Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие /С. А. Козлова, Т. А. Куликова, – М.: Академия,2000.– 416 с.

11.  Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети до 5-ти лет [Текст]/ Л. М. Козырева – Ярославль: Академия развития, 2007.- С.41.

12.  Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи [Текст]/ Е. М. Косинова – М.: «Эксмо», 2006. – 56 с.

13.  Кузнецова, А. Умные ручки. Пальчиковые игры для малышей [Электронный ресурс] / А. Кузнецова//www. nanya. ru

14.  Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст]/ О. И. Крупенчук – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005 – 342 с.

15.  Меликян, О. Раскрытые секреты пальчиковых игр [Электронный ресурс]/ О. Меликян // http:// finger. lya – lya. ru

16.  Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук [Текст]/И. Светлова. – М.: «Эксмо», 2003. – 66 с.

17.  Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/ О. С.Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 240 с.

18.  Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. П. Федоренко, Г. А.Фомичева, В. К.Лотарев. – М.: 1977 .– 120 с.

19.  Шорохова, О. А. Речевое развитие детей [Текст]/ О. А. Шорохова. – М.: Сфера, 2009. – 128 с.

20.  Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д. Б. Эльконин.– М.: Владос, 1999. – 226 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...