План по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)

Гаджиева Фаиза Омаровна

Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность

 

Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

 

Задачи: Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gadzhieva_f.o_1.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

План

по самообразованию воспитателя Гаджиевой Фаизы Омаровны

« Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом».

2019-2022 учебный год

Нягань 2019г.

Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи: Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

Актуальность темы

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры

дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Развитие творческих способностей у детей является очень важным направлением развития, чему так же способствует театрально - игровая деятельность. Развитие творческих способностей ведется по трем направлениям:

  1. Словесное творчество (сочинение собственных сказок, рассказов)
  2. Исполнение роли (выразительность речи и движений).
  3. Изобразительное (изготовление масок, атрибутов).

Театрализованная деятельность с детьми осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

п/п

Срок

выполнения

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

  1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями.
  2. Провести диагностику детей по развитию речи с целью

выявления уровня

сформированности речевых навыков и умений.

  1. Оформить центр речевого

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Составления картотеки дидактических игр.

Оформление театрализованного уголка

развития детей. Изготовить и внести:

  • дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы»,

«Из какой сказки?»);

  • дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение»,

«Фонетическая зарядка»,

«Пословицы», «Загадки»,

«Скороговорки»);

  • сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
  • сюжетные картинки с

фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и

кукла», «На море»).

2

Работа с педагогами.

«Развитие речи дошкольников посредством устного народного творчества»

Консультации для педагогов.

1 квартал

3

Сентябрь

Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете.

Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации. Изучение литературы.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя

дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2- е изд., испр. - М.: Просвещение. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации

/ авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с.

4

Октябрь

  1. Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.
  2. Чтение, беседы по рассказам, пересказ:
  • «Осень» И. Соколов-Микитов.
  • «Лес осенью» И. Соколов- Микитов.
  • «В лесу» И. Соколов-Микитов.
  • «Грибы» И. Соколов-Микитов.

3.Чтение и заучивание

Формирование словарного запаса детей в процессе изучения

окружающей действительности Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

стихотворений:

  • И. Бунин «Листопад» (отрывок).
  • С. Городецкий «Первый снег».

4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

  • В. Сутеев «Мешок яблок».
  • «Война грибов».
  • «Вершки и корешки». 5.Драматизация сказки «Под грибком»

5

Ноябрь

1. Внести в речевую зону:

  • дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?»,

«Употребление предлогов»,

«Составь рассказ по

картинке»; мозаика «Я читаю»;

  • сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);
  • сюжетные картинки с фабульным развитием

действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);

2. Беседы:

- «Что я знаю о себе»;

3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:

  • Земелька черная, а белый хлеб родит.
  • Торопливый дважды одно дело делает.
  • Без труда нет плода.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Больше дела - меньше слов.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Глазам страшно, а руки сделают.
  • Баловством хлеба не добудешь.

4. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях (например):

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей

Разработка рекомендаций.

Изучение методик проведения

дидактических игр и упражнений на формирование словаря

(Воспитатель.)

Наших душ, ума строитель – Мудрый школьный наш ... (Учитель.)

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

  • «Осень».
  • «Осень в лесу».
  • «По грибы». 6.Составление рассказов по сюжетным картинкам

- «Огород».

  • «Мальчик и щенок».
  • «Еж и яблоки».

2 квартал

6

Декабрь

1. Внести в речевую зону:

  • дидактические игры:

«Логопедическая ромашка»,

«Противоположности»,

«Читаем сами», «Читаем с ударением»;

  • сюжетные картинки («Зима»,

«Зимние забавы»);

  • сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на

лыжах», «Зимние забавы»);

  • оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима»,

«Зимние забавы»;

  • в дидактическое пособие

«Пересказ» добавить рассказы:

«Четыре желания» К.

Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк,

«Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

  • Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

  • Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не

Наличие материала. Оформление:

- театрального уголок с разнообразными видами театров.

-театральные игры:

  • «Из какой сказки этот герой?»
  • «Угадай настроение»
  • «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

  1. Разгадывание загадок о животных и птицах
  2. Чтение и беседы по рассказам:
  • «Четыре желания» К. Ушинский.
  • «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
  • «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
  • «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

5 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:

  • «Зима».
  • «Зимние забавы».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с

фабульным развитием действий:

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

7. Чтение и заучивание стихотворений:

  • С. Есенин «Поет зима – аукает».
  • С. Есенин «Пороша».
  • С. Есенин «Береза».

8. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

  • «Зимовье зверей».
  • «Снегурочка».
  • В. Сутеев «Новогодняя ёлка». 9.Драматизация сказки «Маша и медведь»

7

Январь

1. Театрализованная деятельность:

  • Настольный театр «Зимовье зверей».
  • «Театр теней».

Драматизация

Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая и практическая

помощь в воспитании детей.

2. Папка передвижка:

  • «Развитие речевого дыхания».
  • «Связная речь».

8

Февраль

Внести в речевую зону:

  • дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку»,

«Азбука», «Букварик»;

  • сюжетные картинки («Веса»,

«Птицы прилетели»);

  • сюжетные картинки с фабульным развитием

действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

  • оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна»,

«Возвращение птиц», «Капель»;

  • в дидактическое пособие

«Пересказ» добавить рассказы:

«Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е.

Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк,

«Торопливый нож» Е. Пермяк.

  • картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики:

«Тесто», «Чистим зубки»,

«Рсческа», «Комарик»,

«Блинчики», «Лягушка».

3. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Весною сутки мочит, а час сушит.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
  • Матушка весна всем красна.
  • Пришел марток— надевай семеро порток.

Картотека речевых игр и упражнений.

Формирование словаря детей с применением словесных

дидактических игр. Привлечь родителей к проблеме развития связной речи детей.

Повышение педагогической культуры.

Активизация родителей к

проведению совместных творческих работ.

  • - Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • - Увидел грача — весну встречай.
  • - Хороший год по весне видно.
  • - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

  1. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:

Над горою солнце встало С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам Покатилось прямо к нам! Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось, Кто увидел - не дремли, Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец, Ведь считалочке конец!

  1. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
  • «Весна».
  • «Птицы прилетели».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с

фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

  • «Маша и цыплята».
  • «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

  • «Играющие собаки» К. Ушинский.
  • «Сыновья» В. Осеева.
  • «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

8. Чтение и заучивание стихотворений:

  • Ф. Тютчев «Зима не даром злится».
  • Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».

9. Чтение и обсуждение,

пересказ сказок:

  • «Журавль и цапля».
  • Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  • «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • «Пряничный домик».

3 квартал

9

Март

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми.

Использование хороводных игр.

Консультации. Изучение литературы.

Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С.

«Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез.

10

Апрель

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Драматизация сказок

«Маша и медведь» «Гуси лебеди»

«Айго»

11

Май

  1. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально- хороводные, театрализованные игры, проходившие в

предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки «Пес и лиса» детям средней группы.

  1. Путешествие по сказкам 3.Чтение русских народных сказок

4.Вечер загадок и отгадок.

Картотека речевых игр и упражнений. Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры.

Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.

Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы. Объединение усилий педагогов и родителей в организации летнего отдыха детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...