Консультация для воспитателей "Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте".
консультация

Анастасия Александровна Бражник

Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternaya_zavisimost_v_doshkolnom_vozraste.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте

Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Как отмечают исследователи, нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных программ опустилась до рекордной отметки «0+», т. е. они рекомендованы для развития детей с момента рождения. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.

Конечно, компьютерные игры разнообразны. Многие из них способствуют развитию восприятия, логического мышления, памяти, обогащению знаний об окружающей действительности. Существуют обучающие программы по развитию навыков чтения, счета, правописания. Наряду с ними существуют и те игры, которые не способствуют развитию дошкольника. Их главная цель – научить ребенка нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Такие игры не стимулируют мышление. Они даже вредны, так как повышают уровень тревожности, страхи, фобии, вызывают у игроков равнодушие или нетерпимость к окружающим.

В последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером. Принято считать, что наиболее опасным с точки зрения возникновения зависимости от компьютерных игр является подростковый возраст, однако по данным исследований, уже в дошкольном возрасте может сформироваться пристрастие к чему–либо. К негативным последствиям использования компьютерных игр относится нарушение развития речи, когда объем словарного запаса и связная речь отстают от возрастной нормы. Дети, проводящие за компьютером все свободное время, не могут грамотно писать и связно излагать свои мысли. Психологи причину отставания в развитии речи детей видят в отсутствии практики устного общения и сужении кругозора.

Самыми опасными, с точки зрения формирования психологической зависимости, психологи считают ролевые игры. Их особенность в том, что события протекают в них динамично, а сам процесс игры непрерывен. И ребенок не может отвлечься от игры для участия в реальной жизни, т. к. прохождение игры он воспринимает как единый процесс. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок вырабатывает схему взаимодействия со сверстниками. Компьютерная ролевая игра, в отличие от реальной, не позволяет ребенку самостоятельно выстраивать сюжет: правила и роли уже запрограммированы создателем игры, и не учитывают ни возрастных особенностей дошкольника, ни его потребностей. Поэтому нарушается процесс усвоения социальных ролей. В такой игре ребенок занимает ведомую позицию. Кроме того, виртуальные игры не могут обеспечить развития гибкости мышления, навыков общения, творчества, т. к. имеют определенный алгоритм, который в процессе игры не меняется.

Негативным моментом компьютерных игр является то, что в них искажается представление ребенка о смерти. С определенного возраста нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Создатели игр предлагают пользователям несколько жизней. Смысл некоторых компьютерных игр сводится к жестокости. Устраняя виртуальных противников, сюжет наполняется дракой, стрельбой, кровопролитием. Неокрепшая психика ребенка невольно входит в образ героя. И постепенно ребенок начинает привыкать, к тому, что проблемы можно решить, применяя физическую силу и грубость.

Причины возникновения компьютерной зависимости у ребенка:

1. Отсутствие должного внимания со стороны родителей.

2. Нестабильные семейные отношения, проблемы общения со сверстниками.

3. Низкая самооценка ребенка. Когда родители или сверстники недооценивают его, а в компьютерной игре ребенок чувствует себя лучшим, победителем.

4. Отсутствие у ребенка серьезных интересов, увлечений, привязанностей.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у ребенка? Полностью оградить ребенка от компьютера невозможно и нецелесообразно, но можно свести к минимуму риск возникновения отрицательных влияний.

Негативных последствий можно избежать, если:

-следить за играми, в которые играет ребенок. Психологи рекомендуют при выборе игры учитывать особенности темперамента. Ребенку – меланхолику лучше предложить игры с элементами соревнований, холерику - интеллектуальные, флегматику – спортивные, а для сангвиника полезны игры- конструкторы. Правильно подобранные игры помогут скорректировать недостатки, присущие тому или иному типу темперамента;

- предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ребенка познавательную активность, являющуюся залогом успешного обучения в школе в дальнейшем;

- уровень сложности игры должен соответствовать возможностям ребенка, поскольку прохождение слишком легкой игры не окажет развивающего эффекта;

- компьютер лучше разместить в общей комнате, это поможет вам следить за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;

- использовать технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля. «Семейная безопасность» в Windows live – поможет отслеживать контакты и интересы ребенка даже с другого компьютера, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка за компьютером;

- предложить ребенку другие возможности времяпрепровождения: прогулки, походы в кино, посещение секций и кружков и т. п.

Еще одним важным направлением профилактики зависимости от компьютерных игр является демонстрация ребенку, не менее интересных возможностей компьютера. Уже в дошкольном возрасте ребенок может овладеть азами программирования, веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, использовать компьютер в познавательных целях, для поиска информации.

для того чтобы компьютер стал помощником для ребенка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали захватывающий компьютерный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: ...

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Аннотация: Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ              Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...