Консультация для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
консультация
Консультация для воспитателей:
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 281.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Жульдикова А.В
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Развитие мелкой моторики – это длительный, беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Мелкая моторика начинает развиваться с первых дней жизни ребёнка. Формирование же словесной речи начинается тогда, когда движение пальцев рук ребенка достигают достаточной точности. Поэтому для своевременного развития речи очень важно уделять большое внимание именно развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук.
К наиболее эффективным средствам развития мелкой моторики можно отнести: нитки, верёвки, бусы, конструктор «Лего», бумага, пластилин, прищепки, счётные палочки, крупа, песок, мелкие камни и так далее.
В ходе работы с бумагой у ребёнка стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, память и концентрированность. Собирая конструктор «Лего» дети знакомятся с формой, величиной, цветом и осязаемыми свойствами предметов. Игры с прищепками способствуют развитию сенсомоторной координации. Игры-шнуровки развивают внимание, пространственную ориентировку. Лепка же не только развивает силу пальцев рук и кисти, но и обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Сегодня как вы уже поняли, поговорим о значении мелкой моторики, о ее роли в развитии речи детей.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Предлагаю вам немного поразмышлять.
Первое задание: Вспомните пословицы, поговорки, высказывания о руках. Какая команда назовет больше поговорок. (мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, руками развести, как рукой сняло, руки не оттуда растут, руки опускаются, обеими руками – за, черная земля белых рук не любит.
Второе задание: Подумайте и ответьте на вопрос: Что развивают пальчиковые игры?
Развитие пальцев рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. И. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести длинные, скучные вечера. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. У нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
На ладони находится около 1000 важных биологических точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинец можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Так, что пальчиковые игры и массаж кистей рук не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Третье задание: Для массажа можно использовать различный материал. А вот какой, это и будет следующим заданием: назовите как можно больше средств для массажа кистей рук.
- Крупы – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики.
Предлагаю одной команде макароны, а другой крупу. Как можно использовать данный материал для развития мелкой моторики?
(макароны – нанизывание на нитку, в аппликации, как сухой бассейн, разбирать разные макаронные изделия, отпускать в узкое горлышко бутылки; крупа – пересыпать, перекладывать ложкой, как сухой бассейн, прятать руки, рисовать на крупе)
- Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, так как в ходе игр дети выполняя движения активизируют моторику рук, с помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
И последнее задание для вас педагоги – назовите из какого материала можно изготовить различные виды пальчикового театра (вязанный пальчиковый театр, из конусов, из бумаги, из картона, из спичечных коробков, из крышек).
Детям очень нравится надевать на пальчики такие фигурки и рассказывать события сказок и стихов. В таких играх особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками.
Тем самым мы не только развлекаем ребенка, но и:
- тренируем память (ребенок запоминает длинные тексты, песенки персонажей);
- развиваем речь (речь становится выразительной, интонационной, совершенствуется артикуляционный аппарат, пополняется словарь);
- развиваем фантазию (можно изменить конец сказки, придумать свою новую сказку);
- развиваем мелкую моторику рук.
Вывод: Развитие мелкой моторики позволяет детям:
- Научиться понимать многие явления окружающего мира
- Стать самостоятельным и уверенным в себе.
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что его движения с каждым разом становятся все более плавными, четкими, а сами дети умными, добрыми и отзывчивыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Мышанская Н.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Цель: Помочь воспитателям в работе по ...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большо...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развите мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большо...