Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx | 94.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...
Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…………………..
Методико – профилактические технологии…………………………………….
Физкультурно – оздоровительная технологии……………………………..….
Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка …………………………………………………………………………....
Технология здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов……….
Технология валеологического просвещения родителей……………………..
Здоровьесберегающие образовательные технологии……………………..…
Формы оздоровительной работы в ДОУ…………………………………..….
Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в ДОУ…
Здоровьесберегающие технологии и время их проведения в режиме дня...
Литература………………………………………………………………………
Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи
Технологии: - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конктретность и четкость цели и задач, наличие этапов:
- Первичной диагностики;
- Отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- Использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
- Итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи себе и другим.
Применительно к взрослым – содействию становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеогическому просвещению родителей.
В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использование доступных для детского сада средств физического воспитание, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
- Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей укрепление их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах.
1.Медико – профилактические технологии
Медико – профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.
Задачи это деятельности организовать:
- мониторинг здоровья детей;
- разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- контроль за питание детей, физическим развитием, закаливание;
- профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.);
- помощь в обеспечении требований СанПин;
- здоровьесберегающую среду в ДОУ.
Мониторинг за состояние здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинским работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.
2.Физкультурно – оздоровительная технология
Физкультурно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развить физические качества;
- контролировать двигательную активность и состояние физической культуры дошкольников;
- формировать правильную осанку;
- осуществлять профилактику нарушений опорно - двигательного аппарата;
- прививать привычку повседневной физической активности;
- оздоравливать при помощи средств закаливания.
Физкультурно – оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами в виде различных гимнастик, физкульт-минуток, динамических пауз и пр.
3.Технологии обеспечения социально психологического благополучия ребенка
Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально – эмоционального благополучие, дошкольника, так как эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей важных для их здоровья.
В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико – психолого – педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детейс учетом возрастных и индивидуальных особенностей, остояния соматического и психологического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно – развивающее, лечебно – профилактическое и социальное направление.
4.Технологии здоровьесбережения и
здоровьеобогащение педагов
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется побору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знний, продуманна система всесторонний методической работы по совершенствованию мастерства.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
5.Технология валеологического просвещения
родителей
Главным воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяюродители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно – просветительская деятельность выражаемая в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребенка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки – передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, пактические показы (практикумы).
6.Здоровьесберегающие образовательные
технологии
Этот вид деятельности предполагает воспитание и валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.
Её цель - формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитии умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак - использование психолого – педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правила безопасного проведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Формы
оздоровительной
работы в ДОУ
В нашем детском саду ежедневно во всех возрастных группах используются различные формы организации работы по физическому воспитанию детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем поведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости наших воспитанников. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливания в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При роботе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
- осуществление закаливание при условии, что ребенок здоров;
- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятий;
- интенсивность закаливающих процедур увеличивается потепенно и последовательно, с расширением зон взаимодействия и увелечением времени проведении закаливания;
- систематичность и постоянность закаливания (а не от случая к случаю).
Эффективность закаливающих процедур обеспечивают следующие условия:
- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- рациональная, неперегревающая детей одежда;
- соблюдение режима прогулок во все времена года;
- сон при открытых фрамугах;
- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
- хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятием утренней гимнастикой и физкультурой.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании поверхности стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола или земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияний других компонентов в научной литературе не имеется.
Одна их самых действительных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для придания этому процессу большей эффективности нами меняется последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети неподвижно сидели, прогулка начинается с пробежки, динамичной игры, а в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могу достаточно степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка - дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей деятельности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, преодоление полосы препятствий.
Физические упражнения на свежем воздухе способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3 - 4 комплекса физических упражнений на воздухе: для хорошей погоды (по сезону), на случай дождливой погоды, порывистого ветра.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка в нашем дошкольном учреждении придается развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Так, маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приемам элементарной страховки; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего выносливость и силу; в старших группах формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения занятий:
- занятие по традиционной схеме;
- занятие, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
- занятие – соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
- занятие серии «Здоровье», которые могут быть включены в сетку занятий качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строение собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятие имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм, ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислород, помогает развитию правильной осанки. Для предупреждения возникновения плоскостопия предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носках и пятках.
Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывается положительное влияние на нервную систему ребенка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10 – 12 мин на воздухе ли в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в спортивной форме и босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии хорошо знакомые детям.
В перерывах между заятиями, особенно в старших группа детского сада, проводится двигательная разминка.
Её цель – предварительно развитие утомления у детей, снять эмоциональные напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомые детям, просты по содержанию, с небольшими количеством правил, не длительны по времени (не более 10 – 12мин), доступны детям с разными уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3 – 5 мин. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Каждая физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или несвязанным с содержанием занятия.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7 – 15 мин. В течении года используются различные виды гимнастики:
- Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5 – 6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте ходьба массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольно танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
- Гимнастика игрового характера. Состоит из 3 – 6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
- Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами проводятся 2 раза в неделю по 5 – 7 мин. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке, плавно переходят на бег (1 – 15мин) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Дыхательная гимнастика.
От правильного дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо – и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствует выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании входа и выхода при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетке для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за входом выходом и компенсаторной паузой после выхода.
Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботится о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они амии могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражения рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спиной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.
Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся длительность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятие физической культурой), проводится в часы наименьшей инсоляции.
При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду наш коллектив придерживается следующих принципов:
- Комплексное использовании профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
- Непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- Преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
- Использовании простых и доступных технологий;
- Формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- Интеграция программы профилактики закаливания в семью;
- Повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ СанПин, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно – теплового режима использования различных форм оздоровительной работы.
Одним из аспектов укрепление здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающие среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
- Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизации двигательной на свежем воздухе;
- Использование в образовательной деятельности ДОУ духовно – нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
- Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
- Непосредственное обучение детей элементарным приема здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах, а также привитие детям элементарных культурно - гигиенических навыков;
- Реабилитационные мероприятия (витамино-терапия, функциональная музыка, массаж);
- Специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии и времени их проведения в режиме дня
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня и возраст воспитанников | Особенности проведения |
1 | 2 | 3 |
Оздоровительная | Не раньше чем через 30 ин после приема пищи, 2 раза в неделю. Для младшего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность показателям ребенка |
Подвижные и спортивные игры | Ежедневно. Для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используется элементы спортивных игр |
Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную музыку, звуки природы |
Гимнастика утренняя | Ежедневно утром, перед завтраком. Для всех возрастных групп | В групповой комнате, зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно после дневного сна (5 –10 мин). Для всех возрастных групп | Различные варианты проведения |
Гимнастика пальчиковая | Используется в разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время |
Закаливание | Ежедневно в любое свободное время, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Гимнастика дыхательная | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу проинструктировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Динамическая пауза, физкультминутка | В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Форма проведения зависит от поставленной задачи и подготовки детей |
Физкультурное занятие | Проводится 2 раза в зале, 1- на воздухе в неделю: для раннего возраста -10мин; младшего -15-20мин; среднего -20-25мин; старшего возраста -25-30мин | Занятие проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ |
Игровой самомассаж | В зависимости от поставленных целей, проводится сеансами либо разных формах физкультурно – оздоровительной работы. Для детей старшего возраста | Необходимо объяснить ребенку, серьезность процедуры и проинформировать о том, как не навредить своему организму |
Информация для детей по теме «Здоровье». Взаимодействие с семьей | Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач, в разных формах физкультурно- оздоровительной работы. Для всех возрастных групп | Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития. Форма проведения зависит от поставленной задачи |
Организация физкультурно - оздоровительной работы
Вид деятельности | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Занятие физической культурой | Занятие физической культурой | Занятие физической культурой | Занятие физической культурой | |
Регламентируемая двигательная деятельность | Утренняя гимнастика | Утренняя гимнастика | Физкультурные минутки | Физкультурные минутки |
Частично регламентируемая двигательная деятельность (формы совместной деятельности педагога с детьми) | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Утренняя гимнастика | Утренняя гимнастика |
Корригирующая гимнастика | Корригирующая гимнастика | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | |
Физкультурный досуг | Физкультурный досуг | Вспомогательная гимнастика | Вспомогательная гимнастика | |
День здоровья | Физкультурный праздник | Физкультурный досуг | Физкультурный досуг | |
День здоровья | Физкультурный праздник | Физкультурный праздник | ||
День здоровья | День здоровья | |||
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельная двигательная деятельность | |
Коррекционно- оздоровительная деятельность(при нарушении осанки и плоскостопия) | Утренняя гимнастика, дозированный бег, игровые занятия, спортивные упражнения, день здоровья | Утренняя гимнастика, дозированный бег, игровые занятия, спортивные упражнения, день здоровья |
Формы и методы оздоровления детей в ДОУ
№ | Формы и методы | содержание | участники |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы; - учет биоритмов. | Все группы |
2 | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно – оздоровительные мероприятия; - подвижные и динамические игры; - профилактическая гимнастика; - спортивные игры; - дозированная ходьба; - пешие прогулки (турпоход). | Все группы Старший возраст Старший возраст |
3 | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - местный и общий душ; - игры с водой. | Все группы |
4 | Свето – воздушные ванны | - проветривание помещений (в том числе сквозное); - прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»); - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | Все группы |
5 | Активный отдых | - развлечение, праздники, игры – забавы; - дни здоровья; - каникулы. | Все группы |
6 | Диетотерапия | - рациональные питание; - индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевание); | Все группы |
7 | Свето – и цветотерапия | - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождения предметной среды. | Все группы |
8 | Музтерапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление фона НОД; - театральная деятельность; - хоровое пение (в том числе звуковое). | Все группы |
9 | Аутотренинг и психогимнастика | - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры – тренинги на падение отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; - коррекция поведения; - гимнастика. | Младший возраст Все группы |
10 | Спецзакаливание | - босохождение; - игровой массаж; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика. | Все группы |
11 | Физиотерапия | - УФО общее; - тубус – кварц. | Все группы ЧБД |
12 | Пропаганда ЗОЖ | - экологическое воспитание; - периодическая печать; - курс лекций и бесед; - НОД (Здоровье) через интеграцию различных образовательных областей. | Старшие группы Педагоги Все группы |
Программы физического развития детей
- Волошина Л.Н Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.:АРКТИ,2004.
- Глазырина Л.Д Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М., 2001.
- Доскин Б.А. растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2003.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. – СПБ.: ДЕТСТВО -ПРЕСС,2005.
- Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми(физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 1992.
- Программа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста./ Сост. В.Н. Кряж, Л.Н. Карманова, В.А. Овсянкин, В.Н. Шебеко – Минск.
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое расвитие и здоровье детей 3-7лет: программа «Старт». Методические рекомендации – М.: ВЛАДОС, 2003.
Технология физического развития детей
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2005.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПБ.: Изд-во «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 1999.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Расти здоровым. – СПБ.: Изд-во «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2000.
- Здоровый дошкольник: Социально- оздоровительная технология XXI века./ Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: "ВАКО", 2004.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. –М.: Линко- Пресс, 2000.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Смирнов Н.К Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. – М.:АРКТИ, 2005.
- Фатеева Л.П. Детские народные подвижные игры.,. М.,1985.
- Фирилёва Ж.Е Программа дополнительного образования по оздоровительному лечебно профилактическому танцу для детей дошкольного и школьного возраста («Фитнес-Данс»): программа/ Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина.-СПб.: Союз,2007.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.:ТЦ Сфера,2004.
Современные здоровьесберегающие технологии
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг(Ванессы Томпсон), ритмопластика (Крыловой И.И., Алексеевой И.В.), динамические паузы (Авериной Е.И.), подвижные и спортивные игры (Фатеевой Л.П),релаксация, технология эстетической направленности , гимнастика пальчиковая (Овчинниковой Т.С., Яртовой Л, Кудинова Ю), гимнастика для глаз (Аветисова Э.С., Ливадо Е.И., Купан Ю.И.),гимнастика дыхательная (Стрельниковой А.Н.),гимнастика ортопидическая; игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка (Уманской А.А., Картушиной М.Ю.).
- Технология обучения здоровому образу жизни: занятие физической культурой, игротреннинги и игротерпия (Назаровой А.Г.), коммуниктивные игры, НОД из серии «Здоровье» (картушиной М.Ю., Шорыгиной Т.А., Сергиенко Н.Н., Тихомировой Л.Ф.), самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
- Коррекционые технологии: арттерапия, технология музыкального воздействия (Кузненко Т.С., Крамеер А., Горкави Л.Х, Квакиной Е.Б.); сказкотерапия (Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Ткач Р.М., Балабановой М.А.); технология воздействия цветом (Огнева И., Пономаревой Т.); технология коррекции поведения (Вайнер М.Э.), психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика (Елькиной А.В., Власовой Т.М., Мухиной А.А., Костылевой Н.Ю.); песочная терапия (Сакович Н.А.); дыхательная гимастика (Сметанкина А.); артикуляционная гимнастика (Колесниковой Е.).
Литература
1.Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Вареник Е.Н. Физкультурно-озодровительные занятия с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера 2008.
3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье . Программа и технология физического воспитания детей 5-7лет. – М.: АРКТИ, 2004.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Голицина. Н.С. перспективное планирование в детском саду. Реализация ФГТ в ДОУ.- М.: Изд «Скрипторий 2003», 2011.
6. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей 5-7 лет).- М.: Педагогическое общество Россия, 2005.
7. Доскин В.А. как сохранить и укрепить здоровье ребенка : пособие для воспитателей, родителей, и инструкторов физкультуры / В.А Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2006.
8. Доскин В.А. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2003.
9. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к школе. -М.: Просвещение, 2007.
10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З.И. Бересневой. – М: ТЦ Сфера, 2004.
11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «Вако», 2004.
13. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата) : М.: Просвещение, 2005.
14. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий.- М.: Айрис - пресс, 2008.
15. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2010.
16. Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника.// Дошкольное воспитание, 1989, № 10.
17. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка, 2008.
18. Медицинское обслуживание и организация питание в ДОУ №6 /декабрь/2010.
19. Оздоровление детей в условиях детского сада/ Под ред. Л.В. Кочетковской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
21. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера , 2009.
22. Рунова М.А. Дифференцированные занятие по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учетом двигательной активности): пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005.
23. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях . –Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
24. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
25. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / авт.- сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
26. Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятие, игры, упражнения / авт. –сост. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова; под ред. Р.А. Ереминой .- Волгоград : Учитель, 2009
Понятийный словарь
«Адаптация социальная» - 1) активное приспособление человека как изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений ва отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения- родителей, педагогов, сверстников, др. людей, все социума.
«Акселерация» - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
«Акцентуация характера» - (лат. аccentus- ударение) чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и тд.).
«Активность ребенка» - инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.
«Амплификация» - (лат. Amplification- увеличение, расширение, распространение, усиление)- максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в отличие от форсированного, сверхраннего обучения.
«Безопасность материалов и оборудования»- обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
«Валеология» - «наука о генетических, физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.»
«Ведущая деятельность» - деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
«Воспитание» - создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общеста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.
«Воспитанник» - ребенок дошкольного возроста, участвующий в образовательном процессе.
«Готовность к школе» - необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального), и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
«Гендер» - соцальный пол человека, формируемый в процессе воспитания лечности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и (мальчиками), и женщинами (девочками).
«Гендерное воспитание» - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей ходе полоролевой социализации.
«Дезадаптация» - психическое состояние, возникающие в результате несоответствия социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требования новой социальной ситуации. Различают патогенную, психическую, социальную. Детей и подросток.
«Дети и подростки «группы риска»» - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада и т.п).
«Заболевание» - это любое субъективное и объективное отклонение от нормального физиологического состояния организма. Таким образом, понятие «заболевание» шире, чем понятие «болезнь».
«Здоровье» - область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей; воспитание культурно- гигиенических навыков; формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Здоровьесберегающие технологии» - «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников».
«Игровая деятельность» - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действий и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
«Инклюзивное воспитание» - это дети с проблемами зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно - двигательного аппарата, эмоционально – волевой сферы, дети с задержкой психического развития, а также со сложными недостатками развития, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условия. К отдельной группе относятся дети – инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создание для себя особых условий обучения и воспитания.
«Интеграция содержания дошкольного образования» - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию), связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержание дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«Качество жизни» - характеристика положения человека в различных социальных система, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия), для личностного развития, содержание культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п).
«Общение ребенка» - коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установление контактов речевым способом. Различают общение ребенка с взрослым и с другими детьми.
«Образовательная среда» - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно – методического , учебно – материального, материально – технического, психолого – педагогического, медико – социального обеспечения (в том числе предметно – развивающей среды , ТСО, медицинского сопровождения, питания).
«Основные направления развития ребенка» - интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально – личностное, познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
«Предметно – развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соотвествии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Преемственность» - объективная необходимая связь6 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2)между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащения общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.
«Программа» - (от др.- греч. – предварительно обучаю) – введение в какую либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный), курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.
«Психологическая готовность к школе» - необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
«Развитие» - процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.
«Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста6 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами другим людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)
«Сертификация» - наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.
«Сензитивный» - (сенситивный) (лат. sensus- чувство) – 1) чувствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких- либо видов деятельности.
«Скрининг» - это массовое обследование населения и выявление лиц с подозрением на заболевание или с начальными признаками заболеваний. Основная цель скрининга – проведение первичного отбора лиц, требующих углубленного обследования, консультаций узких специальстов для формирования групп повышенного риска заболевания определенной патологией. Это метод обследования экономичнее обычных медицинских осмотров. Применение скрининговых систем дает качественно новые сведение о состоянии здоровья больших контингентов населения.
«Содержание дошкольного образования» - совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) т образовательных обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.
«Совместная деятельность взрослого и детей» - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве ии в одно и тоже время. Отличается налиием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
«Уход» - проведение комплекса санитарно – гигиенических и оздоровительных процедур, организация питание детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
«Устойчивость психическая» -способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе стрессовых, ситуациях.
«Утомление» - частичная или полная утрата работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.
«Физическая культура» - область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направленно на решение следующих задач: развитие основных движений детей сохранение и укрепление здоровья воспитанников; воспитание физических и личностных качеств.
«Физическое развитие» - комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно – механические качеств и выражающихся запасом его физических сил.
«Физическое воспитание» - органическая часть общего воспитания; социально – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.
Дидактические игра по формированию здорового образа жизни
«Умею – не умею»
Цели: акцентировать внимание детей на своих умения и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.
«Найди пару»
Цель: подбирать пару предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребенок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребенку правильно определить на ощупь разные материалы.
«Правила гигиены»
С помощью считалки выбирается водящий, он выходи из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, отбирание, причесывание, купание.
«Этикет – школа изящных манер»
Цели: научить ребенка правилам поведениям за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать: маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
«Отгадай загадку по картинке»
Цели: помочь запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображение опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказываю, какую опасность таит каждый предмет.
«Найди опасные предметы»
Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не осторожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюшка и Наташка. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами им нельзя пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- Нельзя включать электроприборы, они могу ударить током или стать причиной пожара;
- Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства- это яд;
- Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
- Опасно одному выходить на балкон.
«Мой день»
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
«Опасно – не опасно»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуаций; закреплять знания правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (красного, белого, и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Если сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звёздочкой.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практически умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей
(термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.
«Наши помощники - растения»
Цель: закрепить представление о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании дл лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
«Путешествие в страну здоровья»
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: игровое поле наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.
Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответь, как вести себя при насморке, кашле, высокий температуре, зубной боли. Прии неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном дает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первый доберется в страну здоровья.
«К нам пришел незнайка»
Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.
Дети внимательно слушаю рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченными ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копченая колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша.)
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
«Пищевое лото»
Цель: формировать у детей представлении о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры);
Маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32шт.), большие карты по типу лото.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, орехи , мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
«Веселый человек»
Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей головы.
Оборудование: детали частей тела человека разного размера, в разной одежде, детали и части головы.
Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.
«Путешествие хлебного комочка»
Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного переживания.
Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.
Дети прокатывают шарик о таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Цели: учить детей состовлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно - оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.
«Что ты знаешь»
Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Оборудование: мяч, поощрительные призы.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает – «Что ты знаешь… (например, о сердце?» ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
«Цветик - семицветик»
Цель: определение уровня нравственного развития группы.
Оборудование: цветик – семицветик с открывающими лепестками, фишки красные и синие.
Каждый ребенок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда , когда лепесток облетит весь свет и вернется к тому ребенку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – моему вели! Вели …
В. Катаев.
Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.
«Подбери предметы»
Цель: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предмет ухода за собою, спортивные принадлежности, полезные продукты.
«Как вырасти здоровым»
Цель: упражнять в правильном использовании обобщающих слов;
Воспитывать сообразительность. Быстроты реакции.
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом, б) выполнение физических упражнений, в) прием здоровой пищи, г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого их них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие чистит зубы, девочка принимает ванну.
«Сложи картинку»
Цель: учить детей из частей составлять целое: развивать воображение.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. (Можно использовать цветные фотографии).
«Что изменилось?»
Цель: воспитывать наблюдательность, развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображениями спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т.д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинку меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
«Узнай предмет по контуру»
Цель игры: учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистичными изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.
«Почини спортивную форму»
Цель: развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.
Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.
«Что сначала, что потом»
Цель: учить детей распологать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.
Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
«Лабиринты»
Цель: учить детей ориентироваться на листке бумаги.
Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по котором можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни
«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой».
Нестандартное оборудование по физическому развитию
Массажер «Орешки»
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21см) капсул «киндер - сюрпризов», по бокам две ручки (использованные фломастеры).
Дорожка «Апельсиновая»
Состоит из клеенки шириной 35см, длиной 2.5м с прикрепленными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
«Гантели»
Описание: пластмассовые белые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные водой по 150-200гр.
Цель использования: развитие основных видов движений, физических качеств: силы, ловкости, развивает координацию движений.
Тренажер «Поймай мяч ловушкой»
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылки крепится леска (длина от 40см до 1м) с капсулой от «киндер – сюрприза» на конце.
Цель: забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
Тренажер «Попади в кольцо»
Деревянное кольцо (диаметр – 40см) крепится в дверном проеме на расстоянии около 1.5м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2м) с мягким шариком.
Ребенок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.
«Лыжи»
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребенок, надев «лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
«Напольные шашки»
Полотно размером 1м на 1м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из – под йогурта. Дети играют в шашки, лежа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.
«Пеньки»
Описание: натуральные срезы разной высоты
Цель использования: закрепление основных видов движений (ОВД): прыжки, ходьба, бег.
«Тропа здоровья» на участке дошкольного учреждения
Цели организации «Тропы здоровья»
Приоритетными направлениями в деятельности дошкольного учреждения являются охрана жизни и укрепления здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, коррекционно – развивающие обучение и воспитании.
В ДОУ создана необходимая материально – техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада т на его территория в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья в группах.
Деятельность дошкольного учреждения по созданию условий для охраны здоровья состоится на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: уставом, программой развития, основной общеобразовательной программой дошкольного образования, годовым планом, целевыми программами и приказами.
Особое внимание уделяется здоровьесбережения воспитанников в период летний оздоровительный период. В него вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летней период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована «Тропа здоровья». Она позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Основными целями являются:
- Профилактика плоскостопия;
- Улучшения координации движения;
- Улучшение функций сердечно – сосудистой
и дыхательной систем;
- Повышение сопротивляемости инфекционным
заболеваниям;
- Улучшение эмоционального – психического
состояния детей;
- Приобщение детей к здоровому образу жизни;
- Закрепление знаний детей по ознакомлению с окружающим.
Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой надувной плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПин 2.4.1.1249-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Для «Тропы здоровья» специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: сок, «Живая вода». Напитками обеспечиваются дети всех групп.
На коррекционно – развивающей тропе используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, ребристая доска, веревочная лестница, тоннель для лазания) и игровое (туристическая палатка, паровоз). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (Лесовик, Смоляной бычок).
Упражнения на коррекционно – развивающей тропе
Учитывая, что в летний период
воспитанники детского сада большую
часть времени проводят на свежем воздухе.
«Тропа здоровья» задействуется
максимально в течении дня. На ней
выполняют следующие упражнения:
- упражнения без предметов: ходьба
и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок;
ходьба на внутренней своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
- упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба с мячом на голове; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); лазание по лестнице; лазание под натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
- подвижные игры: «Пятнашки», «Кошка прячется», «Мы идем в поход», «Зоопарк» и др.
Использование «Тропы здоровья» родителями
«Тропа здоровья» используется и в вечерние время, когда родители приходят за детьми. У них есть возможность отдохнуть, восстановить силы после тяжелого рабочего дня:
- посидеть на скамейке 2-3мин с закрытыми глазами;
- вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад: сделать несколько дыхательных упражнений; походить босиком по песку, керамзиту, опилкам, траве; полюбоваться красотой цветущих растений.
Ежедневные занятия детей позволят добиться следующих результатов:
- снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
- положительной динами росто – весовых показателей;
- формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата:
- желание ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
- улучшение эмоционального – психического состояния дошкольников.
- Закрепить знания об окружающем мире.
«Стойки с 4-мя перекладинами»
Описание: бросовый материал из клеенок,
картонной трубы с отверстиями и
крючками для изменения высоты.Подниму я ногу ловко и в окошко проскочу
«Тоннели»
Описание: на обруч набита ткань, другой
конец – свободный.
Цель использования: развивает координацию
движений, ловкость, смелость, умение лазать
на четвереньках, опираясь на ладони колени
в замкнутом пространстве ориентироваться в нем.
Ты не бойся темноты по тоннели проползи
«Зеленые стойки»
Описание: картонной трубы отверстиями
Цель использования: развивают гибкость,
координацию, упражняют в подрезании,
перелезании, ходьбе, прыжках,
ориентировке в пространстве.
Описание: от стенки до стенки натянуты 2
лески, на них продеты по 10 разноцветных
шаров, которые можно передвигать. Длина
лесок по 6 метров.
Цель использования: профилактика при
нарушении осанки, развитие основных
видов движений.
Передвигаются шары при помощи
гимнастической палки или обруча.
«Лыжи из пластмассовых бутылок»
Описание: бутылки прорезаны так ,чтобы
входила стопа, края обклеены цветной изолентой.
Цель использования: развивает координацию
движений, физические качества.
«Волшебная тропа»
Материал: ковровое покрытие, фломастеры,
пуговицы, самоклеющаяся плёнка,
пластмассовые бигуди, мех,
искусственные цветы.
Использование: ходьба, прыжки, бег.
«Удав»
Материал: ткань, синтепон, пуговицы без ножки.
Использование: развитие координации, ловкости.
«Гусеница»
Материал: линолеум, самоклеющаяся пленка.
Использование: ходьба, прыжки по следам
(по направлению следов).
«Ходим руками»
Материал: ковролин, самоклеющаяся пленка
Использование: ходьба с опорой на руки
в приседе, наклоне, в упоре лежа.
«Деревянная платформа»
Материал: дерево.
Размеры: высота: 10см, ширина: 7см,
длина: 30см.
Использование: ходьба, прыжки.
Построение лесенки: восхождение и спуск.
«Разноцветные плоскостные круги»
(кольцебросс)
Материал: картон
Цель использования: развитие ловкости,
глазомера.
«Сани»
Описание: два куска мешковины 1м на 1м
В играх – эстафетах, играх – забавах
в зимний период
«Классики»
Описание: наклеена самоклеющаяся бумага
на пол
Цель использования: развитие координации.
«Ручёек с островками»
Материал: самоклеющаяся пленка, картон.
Цель:различные виды ходьбы, бег, прыжки.
Система закаливающих мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...
Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...