ПДД
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Анцирский детский сад»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обучение детей безопасному поведению на дороге»
Анцирь, 2022г
Пояснительная записка
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1 ст.29).
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.
Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Программа строится на основе интегрированного подхода при организации образовательного процесса, педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 г) и на основе программы обучения дошкольников правилам дорожного движения Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» - М.: Мозаика – Синтез, 2009г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности».
Основная цель данной программы заключается в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- формирование представления об окружающем пространстве;
- расширение ориентировки в окружающем пространстве;
- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;
- знакомство с некоторыми видами транспорта;
- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;
- формирование представлений о работе водителя;
- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);
- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия.
Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);
- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования), организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);
- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);
- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);
- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 3-4 лет.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «О безопасности»;
- Правила дорожного движения;
- Перспективный план.
Ожидаемые результаты:
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, дорожного движения;
- различие и название специальных видов транспорта, объяснение их назначения;
- определение и название дорожных знаков, значение сигналов светофора;
- развитие свободной ориентировки на местности около детского сада, по схеме
Воспитанники должны
знать:
- различать легковые и грузовые автомобили;
- понятия «улица», «дорога», «светофор»;
- элементарные правила поведения на улице.
уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- пользоваться детским транспортом;
- различать цвета на светофоре;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения для пешехода, пассажира;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности.
Литература:
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издание 4-е, исправленное и дополненное в соответствии с ФГОС. «Мозаика-Синтез», Москва, 2016 г.
2. Бордачева И.Ю. «Безопасность на дороге» плакаты и дорожные знаки.
3. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с ППД» «Мозаика- Синтез», Москва, 2014г.
4.Крутецкая В. А. «Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб: издательский Дом «Литера», 2012. – 64с: ил. – (серия «Радуга»).
5.Саулина Т.Ф. Три светофора «Просвещение», Москва, 1989г.
6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам – о правилах дорожного движения «Просвещение», Москва, 1975г.