Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Чернышева Ольга Павловна

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.

Задание

1. Внимательно понаблюдайте за игровой деятельностью детей в детском саду или на детской площадке.

2. Последовательно ответьте на представленные ниже вопросы (в зависимости от вида игры, пропускайте вопросы, на которые не сможете ответить). Ответы оформите в виде отчета.

3. Сделайте собственный вывод о значении игры в свободной форме.

 

 

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.

 

Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.

 

Сюжет игры: «Овощной магазин».

Дата наблюдения: 15.09.22г.

Длительность игры: 20 минут.

Ход игры:

Катя подошла к Насте.

Катя: Послушай, у меня в магазин привезли много яблок. Ты придешь ко мне купить?

Настя Кате: я не хочу покупать яблоки, можно я буду  продавцом?

Катя: Да, Настенька, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.

Настя: Катя, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.

Катя: Хорошо, я согласна.

Увидела игру девочек Диана.

Диана: Катя, я тоже хочу играть с вами, можно?

Катя: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?

Диана: да, я только домой за дочкой схожу.

Диана уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.

Диана: У нас, дочурка, все овощи закончились, суп надо сварить, не капризничай, я тебе в магазине вкусненькое куплю.

Катя с Настей в это время расставляют мягкие столы, на них выкладывают овощи и фрукты, припасают красивые пакетики, весы, кассу.

Катя: Настя, а кто у нас кассиром будет?

К девочкам подходит Андрей: « Я тоже хочу играть!»

Катя: Андрей, нам надо завести товар, ты будешь шофером?

Андрей: Да, я пойду, заведу машину.

Андрей взял стул и кольцеброс, сзади построил из конструктора кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой(заменителем служили кубики из конструктора)

            Чтобы помочь девочкам в развитии сюжета, к ним присоединилась воспитатель

Ольга Павловна: «Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?» Девочки с удовольствием соглашаются.

Ольга Павловна: Девочки, надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.

Андрей: Я картофель привез, кто разгружать будет?

Катя: это мужская работа, надо принять на работу грузчика.

Катя подходит к Грише: «Гриша, послушай, ты все равно один играешь, пойдем играть с нами?»

Гриша: А что надо делать?

Катя: Я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин будешь.

Гриша засмеялся, подошел к Андрею.

Гриша: Андрей, ты поможешь мне?

Андрей: Конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.

Гриша и Андрей подходят к воспитателю и спрашивают.

Андрей: Куда разгружать товар?  Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.

Ольга Павловна: На склад, он будет здесь, показывает на разных размеров коробки.

Мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам. Катя берет яблоки и угощает ими мальчиков. Андрей и Гриша изображают, что едят яблоки с удовольствием.

Гриша: Положи мне яблок побольше -  я друзей угощу.

Катя: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще, идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.

Диана рассматривает овощи, подходит к Насте (продавцу)

Диана: У нас дома закончились овощи, взвесьте, пожалуйста мне картофель.

Настя улыбается и накладывает в пакет кубики.

Настя: Вам сколько килограмм взвесить: два или три?

Диана: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.

Настя кладет пакет на весы, подает пакет Диане, улыбается: «С Вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть».

Диана: Вот, пожалуйста, возьмите деньги.

Диана протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.

Катя подходит к Насте и Диане, отбирает у Дианы пакет и говорит вредным голосом: «Мне не нравиться играть, ты ,Настя, все с Дианой и Дианой, а мне скучно!»

Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы, все ли овощи привез шофер.

Конфликт между девочками прекращается, Катя бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.

Подходит к Кате  Ника  и просится принять ее в игру.

Ника: Катя, давай помогу, я тоже хочу.

Катя: Я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!

Воспитатель предлагает Кате принять Нику, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной: и продавать товар и фасовать овощи. Катя настойчиво отказывает Нике, объясняет ей, что справиться без ее помощи. Ника сильно обижается, подходит к Диане и говорит: «Диана, можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?» Диана радостно соглашается, одевает Нике платок, берет сумку.

Диана: Мы, дочка опаздываем!

            Берет Нику за руку и ведет в магазин.

Диана: Здравствуйте, мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная, наверное, витаминов не хватает!

Ника: Мама, купи мне бананы! Ну купи!

Ника настойчиво капризно просит, чтобы ей купили бананы.

Диана: Потерпи, у нас мало денег, вот придем домой, я еще денег возьму.

Катя: Здравствуйте, не переживайте, мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка?

Катя улыбается и дружелюбно смотрит на Нику.

Катя: Настя, запиши покупателям бананы.

Настя: Вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку.

Настя берет тетрадку и чего-то пишет карандашом. Андрей в это время набрал в плетеную корзинку лото.

Андрей: Я огурцы привез, куда разгружать надо?

Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.

Катя: А давайте после занятий продолжим игру, а?

Настя: Там времени мало, мы гулять пойдем.

Воспитатель: Ничего страшного ребята мы доиграем позднее.

Гриша: Все равно у нас все сломают.

 

 

Анализ сюжетно - ролевой игры

Участники: Катя(5л9мес), Настя(6л), Андрей(6л3мес), Гриша(6,5л),Диана(5л11мес), Ника(6л)

1. По чьей инициативе возникла игра?

организаторы игры  Катя и Настя (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов. Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

3. Сколько детей участвовало в игре?

шестеро

4. Какие роли были и как они распределялись?

Предложение ребенка Кати, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении  с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (Заведущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист), в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный  шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает приведенный товар и т.д.

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

Дети осуществляли игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко использовали в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирали или заменяли необходимые материалы

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Игровые действия часто заменялись словом.

8. Сколько времени продолжалась игра?

20 мин

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

Игра не закончилась, дети предложили доиграть позднее и обсуждали варианты

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя?

В игре дети проявляли повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играли увлеченно, каждый раз внося что-то новое.

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

Ига соответствует возрасту детей 5-7 лет

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества.

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? 

Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Кто решал вопрос о приеме в игру?

Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети - лидеры, организаторы игры  Катя и Настя (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

17. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

В ходе игры возник конфликт: одна из девочек посчитала, что ей уделяли мало внимания, воспитатель завлекла ее ролью в игре, девочка включилась в игру обратно.

18. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись? 

Так же одна девочка просилась в игру, а ей отказывали. Воспитатель предложила Кате принять Нику, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной: и продавать товар и фасовать овощи. Катя настойчиво отказывает Нике, объясняет ей, что справиться без ее помощи. Ника сильно обижается, подходит к Диане и говорит: «Диана, можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?» Диана радостно соглашается, одевает Нике платок, берет сумку.

19. Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре?

для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры

20. Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре?

Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

21. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении

 

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить принципы, по которым должна строиться сюжетно-ролевая игра: Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Игра помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наблюдение и анализ25 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за  сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.

Задание

1. Внимательно понаблюдайте за игровой деятельностью детей в детском саду или на детской площадке.

2. Последовательно ответьте на представленные ниже вопросы (в зависимости от вида игры, пропускайте вопросы, на которые не сможете ответить). Ответы оформите в виде отчета.

3. Сделайте собственный вывод о значении игры в свободной форме.

Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.

Протокол наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы.

Сюжет игры: «Овощной магазин».

Дата наблюдения: 15.09.22г.

Длительность игры: 20 минут.

Ход игры:

Катя подошла к Насте.

Катя: Послушай, у меня в магазин привезли много яблок. Ты придешь ко мне купить?

Настя Кате: я не хочу покупать яблоки, можно я буду  продавцом?

Катя: Да, Настенька, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.

Настя: Катя, а давай ты будешь заведующей магазина, кому-то надо фрукты заказывать.

Катя: Хорошо, я согласна.

Увидела игру девочек Диана.

Диана: Катя, я тоже хочу играть с вами, можно?

Катя: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?

Диана: да, я только домой за дочкой схожу.

Диана уходит, берет куклу, наряжает дочку, берет сумку.

Диана: У нас, дочурка, все овощи закончились, суп надо сварить, не капризничай, я тебе в магазине вкусненькое куплю.

Катя с Настей в это время расставляют мягкие столы, на них выкладывают овощи и фрукты, припасают красивые пакетики, весы, кассу.

Катя: Настя, а кто у нас кассиром будет?

К девочкам подходит Андрей: « Я тоже хочу играть!»

Катя: Андрей, нам надо завести товар, ты будешь шофером?

Андрей: Да, я пойду, заведу машину.

Андрей взял стул и кольцеброс, сзади построил из конструктора кузов, сел и зарычал, потом встал и стал нагружать кузов картошкой(заменителем служили кубики из конструктора)

         Чтобы помочь девочкам в развитии сюжета, к ним присоединилась воспитатель

Ольга Павловна: «Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть?» Девочки с удовольствием соглашаются.

Ольга Павловна: Девочки, надо фасовать пакеты свежими овощами, к нам привезли новый завоз картофеля.

Андрей: Я картофель привез, кто разгружать будет?

Катя: это мужская работа, надо принять на работу грузчика.

Катя подходит к Грише: «Гриша, послушай, ты все равно один играешь, пойдем играть с нами?»

Гриша: А что надо делать?

Катя: Я тебя на работу беру, разгружать товар в магазин будешь.

Гриша засмеялся, подошел к Андрею.

Гриша: Андрей, ты поможешь мне?

Андрей: Конечно, помогу, я друзьям всегда помогаю.

Гриша и Андрей подходят к воспитателю и спрашивают.

Андрей: Куда разгружать товар?  Мы тут овощи привезли, капусту, картофель, огурцы, а выгружать, незнаем куда.

Ольга Павловна: На склад, он будет здесь, показывает на разных размеров коробки.

Мальчики сортируют овощи и фрукты по коробкам. Катя берет яблоки и угощает ими мальчиков. Андрей и Гриша изображают, что едят яблоки с удовольствием.

Гриша: Положи мне яблок побольше -  я друзей угощу.

Катя: Я больше не могу вас угостить, если хотите еще, идите к продавцу она вам продаст, сходите и заплатите деньги кассиру.

Диана рассматривает овощи, подходит к Насте (продавцу)

Диана: У нас дома закончились овощи, взвесьте, пожалуйста мне картофель.

Настя улыбается и накладывает в пакет кубики.

Настя: Вам сколько килограмм взвесить: два или три?

Диана: Положите, нам с дочкой полный пакет мы дома пожарим, на сковородке.

Настя кладет пакет на весы, подает пакет Диане, улыбается: «С Вас 40 рублей, вам надо заплатить в кассу, там у нас кассир есть».

Диана: Вот, пожалуйста, возьмите деньги.

Диана протягивает руки и подает фантики от конфет кассиру.

Катя подходит к Насте и Диане, отбирает у Дианы пакет и говорит вредным голосом: «Мне не нравиться играть, ты ,Настя, все с Дианой и Дианой, а мне скучно!»

Воспитатель: Где заведующая? Мне надо проверить документы, все ли овощи привез шофер.

Конфликт между девочками прекращается, Катя бежит проверять коробки. Считает на калькуляторе и пишет в листок карандашом.

Подходит к Кате  Ника  и просится принять ее в игру.

Ника: Катя, давай помогу, я тоже хочу.

Катя: Я сама справлюсь, мне помощники не нужны. И вообще ты с нами не играешь!

Воспитатель предлагает Кате принять Нику, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной: и продавать товар и фасовать овощи. Катя настойчиво отказывает Нике, объясняет ей, что справиться без ее помощи. Ника сильно обижается, подходит к Диане и говорит: «Диана, можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?» Диана радостно соглашается, одевает Нике платок, берет сумку.

Диана: Мы, дочка опаздываем!

         Берет Нику за руку и ведет в магазин.

Диана: Здравствуйте, мне надо купить яблок дочке. Она у меня бледная, наверное, витаминов не хватает!

Ника: Мама, купи мне бананы! Ну купи!

Ника настойчиво капризно просит, чтобы ей купили бананы.

Диана: Потерпи, у нас мало денег, вот придем домой, я еще денег возьму.

Катя: Здравствуйте, не переживайте, мы дадим вам взаймы, что хочет ваша дочка?

Катя улыбается и дружелюбно смотрит на Нику.

Катя: Настя, запиши покупателям бананы.

Настя: Вы должны 5 рублей, я запишу в тетрадку.

Настя берет тетрадку и чего-то пишет карандашом. Андрей в это время набрал в плетеную корзинку лото.

Андрей: Я огурцы привез, куда разгружать надо?

Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать лото (огурцы) к другим овощам.

Катя: А давайте после занятий продолжим игру, а?

Настя: Там времени мало, мы гулять пойдем.

Воспитатель: Ничего страшного ребята мы доиграем позднее.

Гриша: Все равно у нас все сломают.

Анализ сюжетно - ролевой игры

Участники: Катя(5л9мес), Настя(6л), Андрей(6л3мес), Гриша(6,5л),Диана(5л11мес), Ника(6л)

1. По чьей инициативе возникла игра?

организаторы игры  Катя и Настя (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов. Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

3. Сколько детей участвовало в игре?

шестеро

4. Какие роли были и как они распределялись?

Предложение ребенка Кати, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении  с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (Заведущая магазином, кассир, продавец, грузчик, машинист), в согласовании ролевых действий (грузчик разгружает привезенный  шофером товар, завидущая уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умение сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета (пока грузчик разгружает товар, покупатель по-разному решает, что им делать: побыть в это время дома и одеть дочку в магазин. Заведующая считает приведенный товар и т.д.

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

Дети осуществляли игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко использовали в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирали или заменяли необходимые материалы

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

Игровые действия часто заменялись словом.

8. Сколько времени продолжалась игра?

20 мин

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

Игра не закончилась, дети предложили доиграть позднее и обсуждали варианты

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя?

В игре дети проявляли повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играли увлеченно, каждый раз внося что-то новое.

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

Ига соответствует возрасту детей 5-7 лет

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества.

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? 

Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией.

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Кто решал вопрос о приеме в игру?

Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети - лидеры, организаторы игры  Катя и Настя (договариваются о начале игры; распределяют роли, принимают или не принимают других в игру).

17. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

В ходе игры возник конфликт: одна из девочек посчитала, что ей уделяли мало внимания, воспитатель завлекла ее ролью в игре, девочка включилась в игру обратно.

18. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись? 

Так же одна девочка просилась в игру, а ей отказывали. Воспитатель предложила Кате принять Нику, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной: и продавать товар и фасовать овощи. Катя настойчиво отказывает Нике, объясняет ей, что справиться без ее помощи. Ника сильно обижается, подходит к Диане и говорит: «Диана, можно я буду твоей дочкой, и мы вместе пойдем в магазин?» Диана радостно соглашается, одевает Нике платок, берет сумку.

19. Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре?

для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры

20. Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре?

Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

21. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить принципы, по которым должна строиться сюжетно-ролевая игра: Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Игра помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...