Календарно-тематическое планирование "Урожай", старшая группа
календарно-тематическое планирование

Захарова Ирина Вячеславовна

Программное содержание:

     1. Уточнить названия, отличительные признаки и качества овощей, фруктов, ягод

     2. Систематизировать знания об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод.

    3. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

 разновидностях, об урожае в лесу.

 

Итоговое мероприятие: вечер загадок и отгадок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urozhay.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Урожай» (Фрукты, овощи, ягоды)

(старшая группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи)

(19.09.22-23.09.22)

Программное содержание:

1. Уточнить названия, отличительные признаки и качества овощей, фруктов, ягод

     2. Систематизировать знания об использовании овощей, фруктов и ягод в пищу, о заготовке овощей, фруктов и ягод.

    3. Воспитание уважения к труду взрослых в саду, на полях, в огороде.

 разновидностях, об урожае в лесу.

Итоговое мероприятие: вечер загадок и отгадок по теме.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

19.09.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Коррекционная работа.

Артикуляционная  гимнастика  с детьми.

Беседа «Прогулка по саду и огороду» Цель: воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле

Настольно – печатная игра «Овощное лото»

Игра «Один – много». Воспитатель показывает картинки с изображением какого – либо овоща (один и много) и просит назвать его. Цель: Умение образовывать множественное число существительного в родительном падеже.

«Назови части суток» - формировать устойчивые навыки и знания, увязывать их с деятельностью

(Аня, Дима, Вероника)

Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

Дежурство по столовой  Цель: закрепить умение сервировать стол к завтраку.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Настольно-печатные игры по желанию детей.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Дары осени».

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Закреплять знания об овощах, фруктах, грибах, орехах. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать творчество и инициативу.

2.Художественно-эстетическое развитие (Рисование)  «Фрукты на тарелке» (конспект)

Цель: продолжать формировать у детей умение образно отражать в рисунке фрукты, предавая их основные признаки (цвет и форму). Развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность

 Воспитывать бережное отношение к природе.

3.Физическое развитие (по плану инструктора по физ. культуре)

Прогулка

Наблюдение: за овощами, растущими на огороде.

Цель: Формировать умения различать овощи по ботве, развивать наблюдательность.

Подвижные игры «Царь - картошка», «Мы веселые ребята»

Цель: согласовывать действия со словами текста, играть по правилам.

Упражнять  Мишу, Богдана, Савелия    в ходьбе и беге парами.

Ситуативная беседа «Как вырастить хороший урожай?». Цель: уточнить знания детей о необходимых условиях для роста растений

Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

Труд на участке – сбор опавших листьев. Цель: учить получать радость от выполненной работы. Самостоятельная деятельность на участке. Выносной материал: кегли, флажки.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Цель: развивать потребность к утренним процедурам. Формировать осознанное отношение к своему организму. Проконтролировать Влада, Тимура во время умывания. Художественное слово: «Будет мыло пениться и грязь куда-то денется».

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы»

Вечер

Оздоровительная гимнастика после дневного сна.

Д/и «Кто что делает?»: расширять представления детей о деятельности людей в осенний период. Рассматривание альбома «Труд людей»

Д/И «Что сажают в огороде?» - научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Упражнять Карину, Дашу, Данила  в раскрашивании раскрасок.  Цель: учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

Д/И «Что лишнее?» Цель: учить выделять из ряда картинок лишнюю, называть ее отличительный признак

Книжный уголок: Выставка книг: «Урожай»

Раскраски

С/р игра «Больница»: закреплять умение детей передавать в игре трудовые действия врачей, медсестёр, применять свои знания о правилах личной гигиены, охраны здоровья

Прогулка

Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

20.09.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Коррекционная работа.

Артикуляционная  гимнастика  с детьми.

Беседа  «Для чего необходимо есть овощи и фрукты?

Цель: умение детей отвечать на вопросы, устанавливать связь растений и воды.

Дид/игра "В саду, поле, огороде"

Цель: Закреплять знания детей о том что растет в огороде,

саду, поле. Расширять знания о продуктах питания.

Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Цель: - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

(Амина, Гордей, Костя)

Д/и «Что бывает осенью»: актуализировать представления детей об осенних явлениях, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

 Дежурство на занятии. Цель: учить детей готовить все необходимое для НОД.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах  занятости.

Совместное приготовление   простых блюд из овощей и фруктов (соков, салатов)

Непосредственно образовательная деятельность

1.Речевое развитие (связная речь)   Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. Занятие №4, стр. 20 (О.С.Гомзяк, Говорим правильно в 5-6 лет)

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания; соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; учить узнавать овощи по описанию. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме «Овощи». Воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

2.Художественно-эстетическое развитие (конструирование) «Груша» (конспект)

Задачи: Продолжать развивать представления детей о фруктах. Формировать умение следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.  Развивать мелкую моторику рук. Развивать чувство цвета. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим. Воспитывать аккуратность, терпение и трудолюбие.

3.Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Обсуждение «Как вырастить овощи?» Формирование знаний о росте и развитие овощей.

П/игры: «Где мы были, мы не скажем», «Хитрая лиса».

Цель: поддерживать у детей интерес к народным играм, создавать положительный, эмоциональный настрой.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед с Аришей, Ксюшей, Демьяном.

 

Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

Труд – сбор опавших листьев. Цель: воспитывать желание помогать взрослым, учить работать сообща.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Цель: продолжать знакомить детей о роли воды на человеческий организм, расширять представления о рациональном питании, о чередовании сна и бодрствования.

Чтение художественной литературы: «Вершки – корешки» 

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

Ситуативная беседа о сезонных работах в садах и огородах. Цель:  расширить представления детей о труде взрослых.

Пословица: «Вместе весело, а врозь скучно».(Н.Д.-Ю.У.)

ЧтениеЮ. Тувин «Овощи». Цель: напомнить произведение детям. Уточнить знания детей о полезных свойствах овощей, мотивировать детей на употребление овощей в пищу.

Упражнение «Выложи овощ из крупы» (сенсорика) с Данилом, Лерой, Юлей.

Упражнять в умении насухо вытираться  полотенцем, снятым и развёрнутым, аккуратно вешать на место.

Беседа: «Овощи на столе – здоровье при тебе». Цель: формировать осознанное употребление овощей в пищу.

Игрушки и муляжи для игр «Осенняя ярмарка», «Магазин» «Овощи-фрукты»

Рассматривание открыток «А у нас в огороде».

 Цель: формировать познавательный интерес к фруктово – овощным культурам.

Прогулка

Продолжить наблюдение за погодой вечером, сравнить ее с утренней, отметить какие произошли изменения. Пальчиковая гимнастика "Руки вверх".-развитие мелкой моторики рук. Подвижная игра  "Летает – не летает" ," Упражнение на равновесие", "Филин и пташки".-развитие двигательной активности.

        

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

21.09.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Коррекционная работа.

Артикуляционная  гимнастика  с детьми.

Беседа «Что растёт на грядке?»  

Цель: Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия  различных овощей. Рассказать детям о пользе овощей  для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Познакомить детей с заготовкой овощей – консервирование, соление, маринование. Закрепить понятие «плод».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

«Что растёт на вашей грядке? Цель: Развивать навыки составления рассказа из опыта детей» (Даша, Карина)

И/у «От меньшего к большему» с Богданом, Костей. (выкладывание по размеру)

Настольно-печатная игра «Найди свое место»

Труд в уголке природы – уход за растениями.

Д/И «Хорошо – плохо»

Контурные фигуры – фрукты.

Настольно-печатные игры, д/и, оборудование для труда в уголке природы, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;

Сбор иллюстраций разных овощей для коллажа

Непосредственно образовательная деятельность

1.Обучение грамоте (по плану учителя-логопеда) (по подгруппам)

2.Познавательное развитие (ФЭМП) (по подгруппам) Занятие №2, стр.15 (И.А.Помораева, В.А.Позина)

Программное содержание. Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определении его словами: вперед, назад, направо, налево.

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Овощи» (конспект)

Цель: Вызвать у детей интерес, отклик на предложенную тему.

Задачи: Закрепить знания о пользе овощей;  учить детей рисовать с натуры; продолжать формирование навыков изображение предметов овальной формы; развивать общую моторику рук, зрительное внимание.

Прогулка

Наблюдение за одеждой взрослых и детей. Цель: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями  в и живой неживой природе.

Дидактическая игра « Что из чего сделано?»- учить детей определять материал из которого сделан предмет

Игра «Волк во рву» Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Д/и «Кто как кричит? » - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

«Найди предметы похожего цвета»-упражнять Аришу, Мишу, Аню в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Ситуативный разговор «Труд человека кормит, а лень портит», «хочешь хлеб – не лежи на печи» Цель: закрепить представление о трудолюбии и лени

Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.

Подвижная игра «Море волнуется»- развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом  во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Чтение художественной литературы: рассказ К. Чашева «Деревья спят»

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение  сказки В. Сутеева «Яблоко»

Цель: Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль.

Ситуативный разговор «Как хранят овощи, какое должно быть овощехранилище». Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности.

Д/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру» (соотношение числа и цифры) с Димой, Аминой, Вероникой.

Д/и «С какой ветки детки?» Цель: закрепить знание плодов деревьев и кустарников

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.

Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус.нар сказок.

Складывание пазлов по мотивам русских сказок

Прогулка

Наблюдение за вечерней погодой –сравнить ее с утренней .П\игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль»)

Динамическая пауза «Мамам дружно помогаем… »(» Выполняют движения по тексту.)  Развивать координацию рук и ног с движениями.

        

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

22.09.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Коррекционная работа.

Артикуляционная  гимнастика  с детьми.

Рассматривание картины «Уборка урожая в поле»

Познакомить детей со злаками. Дать знания о том, какие блюда готовят из разных злаков.

Игра «Собери предмет»

Цель: побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

С Лерой, Кариной, Савелием - словесная игра  на закрепление имени отчества мамы, места где работает мама, умение правильно составлять предложения.

Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков.

Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций.

Рисование по желанию с использованием трафаретов овощей, раскраски  по теме.

Дидактические игры«Узнай и назови»

«На что похоже?»

Папка «Стихи про витамины, овощи и фрукты»

папка-раскладушка"

Обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет.

Непосредственно образовательная деятельность

1.Речевое развитие (по плану учителя-логопеда)

2.Художественно-эстетическое развитие  (музыка)

3.Физическое развитие (на свежем воздухе)

Прогулка

Наблюдение за перистыми облаками формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение ; вызвать желание фантазировать.

Подвижная игра .«Найди, где спрятано?» -развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

«Кому какие дают имена»-закрепить  знание имен девочек и мальчиков.

Подвижная игра «Совушка»- развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Упражнять Данила, Софию, Дашу в метании малого мяча в вертикальную цель

Совершенствование умение самостоятельно одеваться и раздеваться  в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу.

Трудовые поручения.  Чистка дорожек. Цель: развивать у детей умение правильно выполнять соответствующие трудовые операции.  

Словесные игры с мячом:

«Съедобное не съедобное»

«Я знаю названия фруктов»

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Цель: закреплять умение есть аккуратно, правильно пользоваться столовыми приборами, сохранять правильную осанку за столом

Чтение художественной литературы: С. Николаева «Экскурсия в лес»

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна.

Экспериментирование. «Хватает ли света»

Цель: Выявить причину того, что в воде мало растений. Подвести детей к пониманию, что для роста растений необходим свет. (Свет через воду проходит плохо, поэтому в воде растений мало и растут они ближе к поверхности).

Заучивание поговорок и пословиц об овощах.

Цель: расширять кругозор детей.

Д/у «Собираем урожай» (прямой, порядковый счёт в пределах 10) с Юлей, Аминой, Богданом.

Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом

Деятельность в различных центрах по интересам детей

Прогулка

Подвижная игра «Горох».

Игра малой подвижности «Горячая картошка»

        

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

23.09.22

2

3

4

5

6

7

Утро

Утренняя гимнастика.

Коррекционная работа.

Артикуляционная  гимнастика  с детьми.

Логическая беседа «Земледелец, садовод, овощевод»

Расширение представлений о труде людей, связанном с обработкой земли.

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

«Тесто поднимается» упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Д/и «Съедобное –несъедобное» Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов (София, Аня, Костя)

Д/и «Что сделано из муки?»  Цель: Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.  

Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения

Дежурство в уголке природы. Цель: актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы.

«Как приучить детей есть овощи и фрукты»

папка-раскладушка

Непосредственно образовательная деятельность

1.Художественно-эстетическое развитие (лепка)  «Овощи» (конспект)

Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.

Задачи: Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности; Развивать глазомер; Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)

 Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.

2.Физическое развитие (по плану инструктора по физ. культуре)

Прогулка

Наблюдения за сезонными изменениями. Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать и называть характерные приметы осени.

Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».

Упражнять Данила, Карину, Дашу  в прыжках в длину с места  - п/и «С кочки на кочку», «Через ручеек»

Ситуативный разговор «Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?»

Самостоятельная

деятельность детей на

участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной

игровой деятельности.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Работа перед сном

Культурно – гигиенические процедуры. Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, закреплять умение правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Чтение художественной литературы: С.Прокофьева «Сказка про маленький дубок»

Вечер

Оздоровительная  гимнастика после сна.

Чтение произведения  «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».

Цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.

Заучивание  скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

Упражнять Веронику, Демьяна, Гордея  в выполнении штриховки различных форм

Хозяйственно-бытовой труд

Цель: Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование. Поддерживать внешний вид кукол: подбирать по цвету одежду, переодевать, расчесывать, завязывать бант.

Дидактические игры: «Узнай героя по описанию», «Что кому»

Игры с крупным строителем: уметь воплощать в постройке задуманное, развивать творческие способности, воображение.

Прогулка

Наблюдение за небом, отметить изменения в его цвете, учить подбирать слова для описания природного явления. П/И «Замри». Самостоятельная игровая деятельность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по программе "От рождения до школы"...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе

Календарно - тематическое планирование в старшей группе...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБЖ

по программе Р. Стёркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой...

Проектирование календарно-тематического плана в старшей группе в соответствии с ФГТ на год

календарно-тематическое планирование в старшей группе в соответствии с ФГТ на год...

Календарно-тематическое планирование для старшей группы

Календарно-тематическое планирование музыкальных занятий для старшей группы...

Календарно-тематический план в старшей группе "Мир природы"

План на 2 недели с тематикой "Мир природы"...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...