О гендерном воспитании в детском саду или как научить мальчиков проявлять мужские качества
консультация (старшая группа)
О гендерном воспитании в детском саду или как научить мальчиков проявлять мужские качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
О гендерном воспитании в детском саду или как научить мальчиков проявлять мужские качества |
|
В детском саду я работаю уже не один десяток лет. И вот, что замечала: довольно часто педагоги дают ответственные задания девочкам. Мол, они исполнительнее, серьезнее и вообще, уж точно не забудут и сделают все, как надо. Ну, наверное, где-то девочки и серьезнее. Но, дорогие мои коллеги, давайте посмотрим в публикации последних лет в СМИ по поводу женских претензий к мужчинам(с): «…Мужчины перестали быть опорой…», «Настоящие мужчины исчезают как вид!», и т.д.
Начинают разбираться в этом специалисты различных направлений - обвиняют обстоятельства, мол, педагогов-мужчин мало в школе (в детском саду и подавно), много неполных семей, и, якобы, исправить ничего нельзя.
Давайте посмотрим правде в глаза. Исправить можно, более того, это нужно исправлять. И начать мы можем уже сегодня, с детского сада. Да, мы, педагоги-дошкольники, в основном, женщины. Но разве это помешает нам объяснить мальчику, что он при любых обстоятельствах сильнее девочки? Разве это не дает нам возможности объяснить, что девочка потому и считается принцессой и красавицей, что есть тот мальчик, который о ней может позаботиться и защитить её?
Напомню, что по статистике мальчиков рождается больше девочек, примерно на 30%. Но уже после 20-30 лет после рождения количество людей противоположного пола, рожденных в один год, выравнивается (в силу различных травм, несовместимых с жизнью, и болезней), а затем и вовсе, после 50-60 печальная статистика приводит нас к данным, что мужчины живут меньше женщин, болеют серьезнее, до глубокой старости доживают единицы.
Теперь обратимся к истории. Войны были всегда. Мужчины там погибали, а женщины продолжали растить детей. В том числе, мальчиков, которые впоследствии становились воинами. Да, для обучения мужчины-воина нужен наставник-мужчина, как правило. Но ведь это не весь спектр воспитания мужчин. Женщина дает мужчине ощущение крепкого и надежного тыла. Женщина просит защиты, а мужчина эту защиту обеспечивает.
Как научить будущих мужчин предоставлять эту защиту девочкам?
Знаете, как расправляются плечи мальчишек, когда они слышат, что они – мужчины? У них включается ответственность за тех, кто рядом. Они начинают задумываться о последствиях свои поступков, пусть не сразу. Но это все равно начинает происходить.
Что мы можем сделать со своей стороны, как педагоги, на плечах которых лежит ответственность за будущее нашей страны? Пафосно звучит? А вы вдумайтесь. Где проводит ребенок больше времени с тех пор, как родители отвели его в детский сад? Дома или в семье? А в период школьной юности? А в студенчестве? Педагоги – его повседневное окружение. И давайте будем честны сами перед собой: это мы вкладываем в юные головы то, чем потом они наполнены последующие годы жизни человека. Значит, ответственность за будущее страны действительно в большой степени в руках педагогов?
А это подразумевает, что надо постоянно напоминать детям об их гендерной принадлежности и преимуществах каждой из них. У каждого пола своя роль в истории человечества. И целостность государства полностью зависит от понимания своих ролей в жизни. Если женщина вынуждена выполнять мужскую функцию, это не значит, что она перестала быть женщиной. Это просто означает, что больше некому это делать, как это было после ВОВ, когда женщины поднимали на своих плечах страну, ведь многие мужчины погибли или пришли с ранениями, из-за которых они не могли выполнять обычную мужскую работу. Это те обстоятельства, которые вынуждают женщину брать на себя обязанности за двоих.
Но, если вдруг рядом с женщиной появляется мужчина, который понимает меру ответственности за свои поступки и их последствия, на чьи плечи она может переложить эти заведомо мужские заботы, поверьте, она это сделает.
Считаю, что гендерные различия у детей нужно и должно культивировать с раннего возраста, начиная это делать в семье и продолжая в учебных заведениях, и всячески поощрять изящество и нежность девочек, их стремление к рукоделию и желанию создать уют, создание красоты вокруг себя и для других, к заботе о малышах (куклах), а стремление защитить и помочь надо развивать у мальчиков, как и умение и желание создавать и созидать, ведь мужские задачи в жизни более глобальны.
Нужно, чтобы не началось той чехарды, которую в данное время мы наблюдаем в странах Запада. Когда ребенку предлагают выбирать, кем он станет: мальчиком или девочкой, тем самым травмируя незащищенную еще детскую психику, ломая судьбы и делая впоследствии людей несчастными.
Можно сколько угодно при помощи гормонов делать из мужчины женщину, но родить так, как это заложено природой в женском организме, он не сможет. Можно превратить женщину внешне в «настоящего мужика», но такой мужчина никогда не сможет зачать ребенка таким образом, как это предусмотрено мужским естеством. А ведь предназначение человечества – в продолжении рода. Мне кажется, что в данном случае, на Западе «выплеснули с водой и ребенка», потеряли саму суть гендерного разделения.
В нашей стране, где так сильны семейные устои и традиции у каждого живущего в России народа, на мой взгляд, шансов на привитие данной дикости, как многообразие гендеров, просто нет. Слишком много здравомыслия и критического мышления у нашего народа. Но попытки протолкнуть в общество мысли о нормальности многообразия гендеров делаются постоянно. Наверное, надеются, что народ привыкнет к этому, как к жужжанию мух, перестанет обращать внимание, и тут можно будет пролезть с этим уже дальше. Не привыкнет народ, не примет. Хотя, учитывая их назойливость, надо быть начеку.
Воспитывать в мальчиках чувство ответственности, осознания собственной силы и желание эту силу направлять в полезное русло хороших дел, умение заботиться о тех, кто слабее – вот то, что мы, педагоги можем и обязаны воспитывать в наших подопечных.
Для девочек отводится природой иная роль – это тоже мы должны учитывать в своей работе. Им предстоит стать матерями, женами - опираясь на это предназначение и нужно выстраивать работу с девочками. Тем более, что они интуитивно сами стремятся исполнять эти роли в своих играх с куклами. Нужно просто понаблюдать и подкорректировать, как правильно обращаться с куклой в роли ребенка, если девочка исполняет роль матери.
Часто мы видим, как модель семейных отношений переносится в детские игры. Не разговаривая с детьми об их семьях, любой педагог, наблюдающий за играми детей, может рассказать о семье каждого достаточно много, например, пьют ли в семье, скандалят, либо, напротив, заботятся друг о друге, относятся к членам семьи с теплотой. Это отражение семьи в играх детей может стать темой для индивидуальных бесед педагога с родителями по поводу благополучного семейного климата.
Девочка должна вырасти в женщину, мальчик должен стать настоящим мужчиной. Не идти против природы. А продолжать жизнь рода человеческого, создавая семью, укрепляя государство. Ведь именно, опираясь на семейные ценности, наше государство живет, наша страна развивается.
Говоря ребенку «ты же мальчик» или «ты же девочка», мы, безусловно имеем в виду его гендерную принадлежность со всеми составляющими. Но ребенку это не очень понятно.
Например, мы говорим: «Ты же мальчик», а он слышит: «Не смей хулиганить». Нужно обязательно эти выражения сопровождать подробными разъяснениями. Например, «Ты – мальчик, а это значит, что, когда ты вырастешь, станешь мужчиной. А кто такой мужчина, как ты думаешь?» И по мере ответов ребенка (сильный, большой, умеет драться) вставляем небольшую коррекцию, как: сильный – может помочь тому, кто слабее, большой – может, например, нести тяжелые сумки из магазина или строить дом, умеет драться, значит, сможет защитить тех, кого любит, от хулиганов. Вот тогда силовое превосходство мужской половины начнет восприниматься детьми не только как преимущество, но и как большая ответственность. Ответственность за свое поведение, осознание последствий любого действия – это краеугольные камни воспитания любого человека, как мальчиков, так и девочек.
Говоря девочке: «Ты же девочка», мы невольно формируем опять-таки, искаженное, недосказанное восприятие данного посыла. И снова подробно разъясняем, что быть девочкой - это значит быть доброй к малышам, уметь создать вокруг себя добрую атмосферу, уметь разрешить споры и конфликты без драк, не злословить, а уметь простыми словами высказать свое мнение, не обижая никого вокруг, стремиться к аккуратности и пр. Разумеется, педагогу нужно спрашивать каждый раз у ребенка, кем вырастет девочка, - ну, конечно, женщиной. А какая она, женщина? Добрая, мягкая, мудрая (вспоминайте вместе о лучших женских качествах).
Постепенно эти образы укрепятся в памяти детей, и это как раз то, что будет формировать верные представления о гендерной принадлежности.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные средства и методы гендерного воспитания, а также правильно осуществлять их подбор. Они помогают ребенку определять себя как представителя определенного пола, формируют положительное отношение к противоположному полу, способствуют формированию умения взаимодействовать с противоположным полом.
Уважаемые коллеги!
Будьте на страже верных природных направлений развития наших воспитанников. Чтобы впоследствии не получить из детей этакое «нечто» непонятной гендерной принадлежности, нуждающееся в глубокой психокоррекции и в помощи психиатров.
Очень хорошо помогают физически ощутить гендерные различия парные танцы. Это как раз способ дать возможность мальчику ощутить свои силы и ответственность, а девочке почувствовать свою красоту и ранимость, потребность в защите.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?
О гендерном воспитании в настоящее время говорят много и с интересом, но при этом не все знают, что кроется за данным словосочетанием. На самом деле, все достаточно просто: это воспитание в соот...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
«Психологические аспекты гендерного воспитания в детском саду»
Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием...
Консультация для родителей «Гендерное воспитание в детском саду, что это и для чего»
Консультация для родителей...
участие в городском конкурсе тема "Гендерное воспитание в детском саду"
В данной разработке раскрывается суть обучения и воспитания детей в ДОУ с учетом гендерной принадлежности. В вводной части описываются актуальность, цели, задачи вос...
Консультация для родителей «Гендерное воспитание в детском саду, что это и для чего»
Консультация для родителей...