Статья «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Социо-игровая технология способствует развитию социальных качеств личности, формированию коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_tehnologiya.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.
Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми,
при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная
активность и коммуникативные умения и навыки.
Социо-игровая технология чаще всего используется в старшем дошкольном возрасте – это старшие и подготовительные к школе группы детей.
Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.
Впервые термин «социоигровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Цель:
Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста
Задачи социо - игровой технологии:
- Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
- Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения.
- Развивать взаимодействия «Ребенок- ребенок», «Ребенок- родитель», «Ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
- Формировать умения и навыки дружеского, коммуникативного взаимодействия.
- Развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающие ребенку понять самого себя.
Предполагаемый результат:
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, к самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию;
- у детей нет чувства страха за ошибку;
- у детей хорошо развиты творческие способности, коммуникативные навыки.
Социо-игровая технология:
- это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, основанное на взаимодействии детей в микрогруппах, а также взаимодействии микрогрупп между собой;
- это наиболее интенсивное развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способности детей и положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы;
- это ориентация воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:
- на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Ключевые идеи социо-игровой технологии:
- Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит.
- Спартанское воспитание: работа на ковре, в приемной и т. д.
- Иди от детей.
- Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.
- Вместе мы сила.
«Золотые принципы» социо - игровой технологии (по В.М. Букатову )
Первый принцип: «Работа малыми группами («группы ровесников»)
Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах -самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.
Второй принцип: «Смена лидерства»
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
Третий принцип: «Двигательная активность и смена мизансцен»
Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
Четвертый принцип: «Смена темпа и ритма»
Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Пятый принцип:«Интеграция всех видов деятельности»
Неотъемлемая часть социо-игровой технологии - интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Шестой принцип: «Полифония»
Ориентация на принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Классификация игр социо-игровой направленности
Тематика игр | Цель | Название игр и упражнений |
3 | ||
1 | 2 | |
Игры для рабочего настроя | Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть. | «Буквы-загадки» «Эхо» «Волшебная палочка» «Неиспорченный телефон» «Летает - не летает» «Встань «по пальцам» «Рыба-птица-зверь»
|
Игры-разминки (разрядки) | Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Они могут использоваться педагогом для разрядки трудоёмкой и затянувшейся работы или наоборот, ожидания, т. к. дадут детям возможность размяться. | «Руки – ноги» «Заводные человечки» «На 5 органов чувств» «Слова на одну букву (звук)» «Ловить зверушку» «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Запрещённое движение», «Земля, воздух, огонь, вода», «Да-Нет», «Карлики-великаны» «Тень», «Путаница» |
Игры социо-игрового приобщения к делу | Могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. | «Эхо» «Спор предлогами» «Летает-не летает» «Рассказ-рисунок о том, что вижу» «Составь слово» «Пишущая машинка» «Знаки препинания» «Комплимент», «Составь слово», «Костюм-превращение» «Живой алфавит», «Пожелание» |
Игры для творческого самоутверждения | Эти игры имеют свою специфику: при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. | «Стихи по ролям» «Заданные слова» «Тело в деле» «Фраза с заданными словами» «Одно и тоже по-разному» «Собрать диалог»«Браво», «Сценки-истории», «Животные» |
Игры вольные (на воле) | Включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения. | «Воробьи – вороны» «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает» «Слова на одну букву (звук)» «Люблю – не люблю» «Встань по пальцам» «Зеркало» «Считалочки» «Изобрази профессию» «Повторяй движения» «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» |
Правила игр социо-игровой направленности:
1. Один за всех и все за одного;
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей принять помощь.
Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:
- Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
- Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
- Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
- Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.
- Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами
Результаты применения социо – игровой технологии:
- Педагог-равноправный партнёр детей;
- Дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- У детей развито речевое взаимодействие;
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;
- У детей нет чувства страха за ошибку.
Перспективы развития:
В результате применения социо-игровой технологии видны существенные изменения не только в детях, но и в педагогах. Сегодня с уверенностью можно сказать, что будем продолжать осваивать использование социо-игрового стиля взаимодействия с детьми, искать игры, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнавать себя и вызывают желание самосовершенствоваться у меня, как у воспитателя.
Используемая литература:
- 1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- 2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
- 3. Букатов В. М. « Бабочка социо - игрового стиля обучения».
- 4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...
Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »
quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....
Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников....
Статья «Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приор...
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сатья удет полезна педагогам, воспитателям, психологам, родителям....
Статья "Использование интерактивных игр - презентаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
В статье обосновано значение информационно-коммуникативных технологий в образовании детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы по использованию интерактивных игр-презентаций в образовательном...