Статья «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Людмила Владимировна Шаповалова

Социо-игровая технология способствует развитию социальных качеств личности, формированию коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovaya_tehnologiya.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы: проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.

Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми,

при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная

активность и коммуникативные умения и навыки.

Социо-игровая технология чаще всего используется в старшем дошкольном возрасте – это старшие и подготовительные к школе группы детей.

Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.

Впервые термин «социоигровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Цель:

Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста

Задачи социо - игровой технологии:

  • Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
  • Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения.
  • Развивать взаимодействия «Ребенок- ребенок», «Ребенок- родитель», «Ребенок- взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • Формировать умения и навыки дружеского, коммуникативного взаимодействия.
  • Развивать навыки полноценного межличностного общения, помогающие ребенку понять самого себя.

Предполагаемый результат:

  • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;  
  • у детей развито речевое взаимодействие;                                                                  
  • сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, к самому себе, к сверстникам;                                                                      
  • дети умеют отстаивать свою позицию;                                                                                              
  • у детей нет чувства страха за ошибку;
  • у детей хорошо развиты творческие способности, коммуникативные навыки.

Социо-игровая технология:

  • это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, основанное на взаимодействии детей в микрогруппах, а также взаимодействии микрогрупп между собой;
  • это наиболее интенсивное развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способности детей и положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы;
  • это ориентация воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

  • на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Ключевые идеи социо-игровой технологии:

  • Организация собственной деятельности детей, в которой ребенок делает, слушает, смотрит и говорит.
  • Спартанское воспитание: работа на ковре, в приемной и т. д.
  • Иди от детей.
  • Нам не дано предугадать как наше слово отзовется.
  • Вместе мы сила.

«Золотые принципы» социо - игровой технологии (по В.М. Букатову )

Первый принцип: «Работа малыми группами («группы ровесников»)

Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах -самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Второй принцип: «Смена лидерства»

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

Третий принцип: «Двигательная активность и смена мизансцен»

Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

Четвертый принцип: «Смена темпа и ритма»

Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Пятый принцип:«Интеграция всех видов деятельности»

Неотъемлемая часть социо-игровой технологии - интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Шестой принцип: «Полифония»

Ориентация на принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Классификация игр социо-игровой направленности

Тематика игр

Цель

Название игр и упражнений

3

1

2

Игры для рабочего настроя

Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть.

«Буквы-загадки»

«Эхо»

«Волшебная палочка»

«Неиспорченный телефон»

«Летает - не летает»

«Встань «по пальцам»

«Рыба-птица-зверь»

 

Игры-разминки (разрядки)

Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Они могут использоваться педагогом для разрядки трудоёмкой и затянувшейся работы или наоборот, ожидания, т. к. дадут детям возможность размяться.

«Руки – ноги»

«Заводные человечки»

«На 5 органов чувств»

«Слова на одну букву (звук)»

«Ловить зверушку»

 «Комплимент», «Составь слово»,

«Живой алфавит», «Дотронься до». «Менялки», «Встаньте те, у кого… »,

«Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Запрещённое движение»,  «Земля, воздух, огонь, вода»,  «Да-Нет», «Карлики-великаны» «Тень», «Путаница»

Игры социо-игрового приобщения к делу

Могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

«Эхо»

«Спор предлогами»

«Летает-не летает»

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

«Составь слово»

«Пишущая машинка»

«Знаки препинания»

«Комплимент», «Составь слово»,

«Костюм-превращение»

«Живой алфавит»,  «Пожелание»  

Игры для творческого самоутверждения

Эти игры имеют свою специфику: при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

«Стихи по ролям»

«Заданные слова»

«Тело в деле»

«Фраза с заданными словами»

«Одно и тоже по-разному»

«Собрать диалог»«Браво», «Сценки-истории», «Животные»

Игры вольные (на воле)

Включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения.

«Воробьи – вороны»

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

«Слова на одну букву (звук)»

«Люблю – не люблю»

«Встань по пальцам»

«Зеркало»

«Считалочки»

«Изобрази профессию»

«Повторяй движения»

«Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Правила игр социо-игровой направленности:

1. Один за всех и все за одного;

2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.

3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.

4. Когда работаешь, не мешай другим.

5. Справился сам, помоги другу.

6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.

7. Умей принять помощь.

Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:

  • Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
  • Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
  • Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
  • Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.
  • Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами

Результаты применения социо – игровой технологии:

  • Педагог-равноправный партнёр детей;
  • Дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
  • У детей развито речевое взаимодействие;
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Перспективы развития:

В результате применения социо-игровой технологии видны существенные изменения не только в детях, но и в педагогах. Сегодня с уверенностью можно сказать, что будем продолжать осваивать использование социо-игрового стиля взаимодействия с детьми, искать игры, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнавать себя и вызывают желание самосовершенствоваться у меня, как у воспитателя.

Используемая литература:

  • 1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  • 2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  • 3. Букатов В. М.  « Бабочка социо - игрового стиля обучения».  
  • 4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»,  Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день  государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников....

Статья «Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приор...

Статья "Использование интерактивных игр - презентаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье обосновано значение информационно-коммуникативных технологий в образовании детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы по использованию интерактивных игр-презентаций в образовательном...