Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в детском саду.
картотека (старшая группа)
Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки. Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную. предлагаю картотеку подвижных и дидактических игр на развитие саиостоятельной деятельности во время разных режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_samostoyatelnoy_deyatelnosti_detey.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.
Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:
- Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
- Игры в первой половине дня.
- Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
- Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
- Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в детском саду
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи |
«Приём пищи» |
|
«Одевание и раздевание» |
|
«Соблюдение правил гигиены» |
|
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» |
|
Таблица: виды самостоятельной деятельности дошкольников
Вид самостоятельной деятельности | Варианты реализации |
Двигательная активность и подвижные игры |
|
Спокойные игры | Ребята самостоятельно разыгрывают простые сюжеты из сказок или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машинки, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли; девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками.
|
Художественная деятельность | Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывании ребятами театрализованных сценок, диалогах. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанные на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержание мультфильмов. У некоторых дошкольников проявляется желание имитировать речь персонажей (не только интонационно, но и стилистически), рифмовать строки. |
Продуктивная художественная деятельность | Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Первые творческие работы малышей отражают первоначальные представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашами и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники очень любят рисовать в свободное время. Их рисунки — это видение объектов и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно.
|
Исследовательская деятельность | В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. У младших дошкольников желание исследовать какой-нибудь объект возникает стихийно, поэтому задача воспитателя — подмечать возникновение интереса и подсказывать способ изучения предмета. Средние и старшие дошкольники участвуют в исследованиях осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и ставят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят. |
Самообслуживание | Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте готовит ребёнка к адаптации в мире взрослых. Педагогу не нужно делать за ребёнка то, что в состоянии сделать сам. Воспитатель может давать устные указания, что детям нужно сделать, чтобы собраться на прогулку, например. Использовать показ, если у малышей возникают трудности (с завязыванием шнурков, надеванием перчаток). Воспитатель должен быть терпелив, учитывать и относится с пониманием к индивидуальному ритму, в котором ребята действуют. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. |
Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности состоит в проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов.
Диагностика может проводиться в естественных для ребёнка условиях или в специально созданных педагогом ситуациях.
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых отмечается уровень самостоятельной деятельности воспитанника в каждом пункте по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении действий даже после показа и повторения взрослым, 5 — полная самостоятельность действий. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка
Таблица: пример бланка для диагностики самостоятельной деятельности дошкольников
Фамилия, имя воспитанника | Вид самостоятельной деятельности | |||||||||||||||||||
Познавательная | Игровая | Двигательная | Продуктивная | Самообслуживание | ||||||||||||||||
Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | |||||||||||
Иванов Иван | 1 | Наблюдение воспитателя за моментами самостоятельной деятельности, когда пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развитие активности методом подсказок, вопросов, подбадривания. | 2 | Чтение рассказов и педагогических сказок с целью перенесения сюжетов в игровую форму, обогащение ситуативного опыта ребёнка. | 3 | |||||||||||||||
Двигательная | Продуктивная | Самообслуживание | ||||||||||||||||||
Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | |||||||||||
Иванов Иван | 1 | Наблюдение воспитателя за моментами самостоятельной деятельности, когда пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развитие активности методом подсказок, вопросов, подбадривания. | 2 | Чтение рассказов и педагогических сказок с целью перенесения сюжетов в игровую форму, обогащение ситуативного опыта ребёнка. | 3 | Организация спортивного досуга с активным участием ребёнка. | 4 | Повторить в индивидуальном порядке этапы рисования с использованием предварительного наброска. | 5 | Не нуждается в коррекции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг...
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Игры для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Здесь представлена подборка игр, которые могут быть использованы в формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков....
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на тему: «Быть опрятным - хорошо!» (2 младшая группа)
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой ...
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков детей раннего возравста на тему:" Поможем Хрюше быть опрятным"
Цель: совершенствовать культурно - гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол...