Консультация для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (младшая группа)
Консультация для родителей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_art-terapiya.docx | 219.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 Колпинского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составитель:
Воспитатель второй младшей группы «Бабочки»
Савельева Надежда Сергеевна
Санкт-Петербург
2022
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение.
Первоначально арт- терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Как самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, арт-терапия стала формироваться на стыке науки и искусства в начале XX века. Её возникновение связывают с именем британца врача и художникаАдриана Хилла, который в 1938г. впервые применил термин «арт-терапия» при описании своей работы с больными туберкулёзом. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Важнейшей техникой арт- терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
Станислав Кратохвил разделяет арт-терапию на:
сублимационную (позволяет с помощью художественного творчества проявлять и отреагировать различные инстинктивные импульсы (например, сексуальные, агрессивные), различные эмоциональные состояния (тоску, неудовлетворенность, страх и т.п.));
деятельную (использует занятие искусством как одну из форм деятельности, которая отвлекает пациента от патологических мыслей и состояний, от его фиксации на своей болезни, поддерживает здоровые части и силы его личности, способствует развитию новых интересов, стимулирует их и укрепляет);
проективную (позволяет выразить чувства, отношения, состояния и их причины средствами искусства для того, чтобы человек лучше узнал себя, понял все эти чувства и справился с ними).
В зарубежной психотерапии выделяют 2 основных направления:
1. пассивная арт-терапия - использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом: рассматривание картины, чтение книги, прослушивание музыкальных произведений.
2. активная арт-терапия - побуждение пациентов к самостоятельному творчеству: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя много методов:
– изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
– библиотерапию (лечебное воздействие чтением);
– имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
– музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
– вокалотерапию (лечение пением);
– кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);
– игротерапию (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»)
– маскотерапию;
– песочную терапию;
– сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
– цветотерапию Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов);
– фототерапию.
- театрализацию (выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро), затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование).
Более подробно я остановлюсь на изотерапии. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше.
Одной из методик изотерапии – это проективный рисунок. Он может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:
- Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день");
- Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх");
- Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, что получил от общения в группе").
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):
- Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
- Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
- Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
- Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Таким образом, арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.
Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.
- Кратохвил С. Руководство по групповой психотерапии,- СПб, 1990.
- А.И. Копытин "Основы арт-терапии"; СПб, 1999
- Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
- Фопель К. «Психологические игры и упражнения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы используем нетрадиционные способы изображения....
Мандала как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.В работе с дошкольниками работать с ма...
из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...
Консультация для родителей "Использование игрушки POP IT в развивающей работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Использование игрушки POP IT в развивающей работе с детьми дошкольного возраста"...