Память и её развитие
план-конспект занятия (старшая группа)
Память определяется как способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их.
Память имеет огромное значение в жизни и деятельности человека. Память – основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Память как особый психический процесс не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере созревания его мозга, в процессе его развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, образом жизни, поэтому развитие памяти происходит вместе с развитием всего индивидуально – психологического облика человека.
На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения. Непрерывное овладение кругозора, стремление овладеть знаниями, навыками и умениями, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми приводят как количественным изменениям в памяти ребенка, так и к качественным преобразованиям, которые в конечном счете определяют дальнейшее развитие памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
По теме: конспекты и презентации | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие памяти в детском возрасте
Когда начинает развиваться память ребенка? В чем состоят ее первые проявления? На первом этапе память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Воспринимает ли новорожденный внешние сигналы и запечатлевает ли их в своей памяти? Специалистам удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а, следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые же дни у ребенка можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, к световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать.
Через некоторое время ребенок узнает мать, отца, бабушку и других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать предметы. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие простые просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку», «где ушко?». Ребенок запоминает звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела.
Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого и в начале второго года жизни.
Возраст ребенка | Интервал скрытого периода узнавания близких людей, знакомых предметов |
8 месяцев | 10 дней |
1год | 2-3 недели |
2г.ж. | 1,5 – 2месяца |
3г.ж. | 1 год |
Как мы видим, заметно увеличивается скрытый период узнавания и воспроизведения, тем самым увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является её непреднамеренный характер, т.е. все запоминается как бы «само собой». По мере овладения навыками ходьбы и речи память ребенка начинает быстро развиваться. На первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем зрительные и слуховые. В основном дети раннего возраста запоминают то, что в той или иной мере включено в их игру или какую – ни будь практическую деятельность, что им непосредственно нужно или интересно и что воздействовало на них эмоционально, произвело глубокое впечатление. Жизненный опыт показывает, что малыши легко овладевают не только своим, но и чужим языком, если постоянно находятся в контакте с детьми и взрослыми, которые говорят на этом языке, причем дети говорят практически без какого – либо акцента.
Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко. Зарубежные психологи Э.Мейман, К.Бюлер считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. [1, 208] . Однако наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок запоминает, воспроизводит иначе, чем взрослый. Запечатление идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал, а может удерживать в памяти случайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть и не совсем ясен. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти, часто материал, запавший в память, неожиданно всплывает, пластичность усиливает сохранение ненужного материала. Это происходит еще и потому, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком. Повторение непонятных слов и словосочетаний является для ребенка своеобразной деятельностью со звуковым составом слов. Основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек, стихов, является рифма и ритмическая структура этого материала.
Характерными особенностями ранних детских представлений является их бессистемность, слитность, неподвижность, клочкообразность. Эти особенности представлений отчетливо выступают в разных видах деятельности, характеризуя его память.
До 3 – 4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исходящую из вне задачи. Не овладевает он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память и её развитие
Память – запоминание, сохранение и последующее использование индивидом его опыта.Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функц...
Память и ее развитие
Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков...
Память и ее развитие.
Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков....
Память и её развитие
Развитие памяти является жизненно необходимой задачей, потому что благодаря ей мы имеем возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт, накопленный предыдущими поколениями, для решения...
Память и ее развитие
Память - это основной ресурс, которым пользуется человек в своей повседневной жизни, сталкиваясь с той или иной информацией, ее отсутствие делает попросту невозможным общение, письмо, твор...
Память и её развитие
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно бо...
Память и её развитие.
Вы узнаете всё о памяти, как она устроена, какие существуют виды, и ещё много интересного о вашей памяти....
Комментарии
Конспект к занятию по теме: "Память и ее развитие."
Методические разработки