Консультация для родителей на тему "Гендерное воспитание детей"
статья (младшая группа)

Шелюх Анна Алексеевна

Рекомендации для родителей на тему "Гендерное воспитание детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшей группы

на тему: «Гендерное воспитание»

      Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужским и женским полом.

     Гендерное воспитание дошкольников — процесс привития ребёнку осознания того, к какому полу он относится, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей.

    Необходимо научить ребенка понимать, что девочка играет, в основном, роль матери в семье, хранит семейный очаг и воспитывает детей. Мальчики, как принято считать в обществе — настоящие трудяги, которые зарабатывают деньги и обеспечивают семью. Каждый ребёнок должен осознавать с раннего возраста, к какому полу он принадлежит.

     В уникальной, выработанной веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или честушка, девочке или мальчику прогнозируется их будущее.

     Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но начиная с 3-х лет они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчиков отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей за девочек отвечали матери, а за сыновей отцы.  

     В семьях дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, учили молотить. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. Дети постоянно видели своих родителей, обращались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

     Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. Военная и государственная служба, в понимании дворянина – это служение обществу, России. Дворянская женщина значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую личную независимость: позволяло сохранять традиционные черты, поскольку она сильнее была связана с семьей и с заботами о детях.

      Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным, ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин. Дети должны были соблюдать дворянский кодекс чести; светский этикет; правила хорошего тона: держались с отцом и матерью почтительно не смели говорить им «ты». Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов. В почитающей традиции дворянской семье авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Так же отводилась роль нравственному воспитанию.

       У девочек и у мальчиков есть свои психологические особенности, которые нужно учитывать при гендерном воспитании:

Мальчики

Девочки

Легче запоминают информацию, расположенную вертикально.

Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.

Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи.

Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.

Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы).

Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).

Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.

Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

      Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют)

      Мальчики, играя, чаще опираются на дальнее зрение они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом, все представленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Игровой стиль у них более «хулиганский».

       Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение – они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

      Независимо от возраста, девочке требуется больше заботы. Задача родителей - дать ей больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если она получает необходимую ей заботу, то доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов ей необходима уверенность в близких людях. В противном случае она чувствуют себя ни на что не годной, нелюбимой и отказывается от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочка формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые ей дарят люди.  

       Рекомендации   родителям  по воспитанию дочерей.

     Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

       Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

      Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

     У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

     Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

     По отношению к мальчику необходимо проявлять больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

      Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением.  

Рекомендации   родителям  по воспитанию сыновей.

     Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

      Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

      Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

     Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.

      Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

     Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

     Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.

     Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

     Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

    Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.

Мама ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

ПОМНИТЕ:

  1.  Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
  2.  Мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 
  3.  Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. 
  4.  Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Советы родителям по физическому воспитанию детей".

Совет 1: Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте свое пренебрежение к физическому воспитанию и развитию. Пример взрослых в этом вопросе чре...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...