Организация сюжетно-ролевой игры дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья

В материале представлена информация по организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

Максим Горький

 «Организация сюжетно-ролевой  игры дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игра – одно из основных видов деятельности ребенка. Это удивительный феномен нашего существования.  Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития.

Игровой опыт педагогов — рефлексия или осмысления своего  собственного игрового опыта.

Обсудим вопросы:

  1.  Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?
  2. Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?
  3. С кем играли с особенным удовольствием?
  4. Какими материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, подсобными материалами и предмета ми)?
  5. Чему вы учились во время игр?
  6. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
  7. Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

СРИ заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. В игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. Присмотритесь и прислушайтесь, как общаются девочки и мальчики со своими  игрушками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни, но поражающее верность своих подробностей.

«Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из нее тюрьму;

Вы накупите для него кукол крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат;

Вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь;

Он будет переделывать и перестраивать купленные вами  игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни».

К.Д. Ушинский

   Дети не всегда пользуются игрушкой по предназначению, но они пытаются с помощью игрушки выразить свои чувства, мысли.

         Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов  и достигает своего развития в середине дошкольного детства. Игра влияет на все стороны психического развития. Это не просто манипуляция с игрушками.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.  Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного  человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры в постепенном переходе ее в работу».

А.С. Макаренко.

Представьте или вспомните луг с полевыми цветами. Как вы думаете – цветы одинаковые или разные? Да, разные. Так и люди, дети разные, каждый уникален. Психические процессы начинают развиваться еще внутриутробно. Но процессы гибкие, их можно развивать. Учеными доказано, что нет не способных людей, есть люди, которым не создавались условия (можно развивать память, внимание..) Поэтому, если мы создадим условия детям,(можно утверждать) то они будут успешнее, удачливее, довольнее жизнью. Чем больше  ребенок отыграет в дошкольном детстве, тем  удачливее будет во взрослой жизни.

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближнего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится  подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.

Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению СРИ, где ребенок  берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

Психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Овладение ребенком более широким, непосредственно доступным ему кругом действительности может совершаться только в игре».

Ребенок, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать.

А.В. Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

СРИ имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.  Если у ребенка есть образ другого человека, то игра будет, если ребенок наблюдает одно и то же, то игры нет.

Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру СРИ, показал, что центральным компонентом ее выступает роль (как вы понимаете, что такое роль?) – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит  ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем  не одного, а разных.

В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра – дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной.

Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.

        СРИ позволяет малышу понять мотивы  трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее  внешняя привлекательность: бескозыкра, фонендоскоп, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. У старших дошкольников количество выполняемых ролей  расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся  любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо.

Выполняя роль: он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями,  демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка  показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре  сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает ребенку необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом.  Невыполнение  правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх,  поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на  протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил.  Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится  этому. Он объясняет необходимость  следования правилам,  опираясь на логику житейских связей: так не бывает.

Только потом правила становятся осознанными, открытыми.  Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование  необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

«Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», писал Д.Б. Эльконин.

Итак:

СРИ – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.

  • В игре ребенок формируется как личность, у него формируются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
  • Играя – ребенок учится общаться  со сверстниками.
  • Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, т.к. они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Педагогический потенциал  СРИ

  • имеет коллективный характер
  • строится по предварительной договоренности, которая  обсуждается коллективно и принимается группой детей
  • Практически все игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе.
  • Спонтанная СРИ  возникает и управляется лидером (в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых)
  • Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций
  • Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры
  • Через СРИ происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива

  • СРИ формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает  общительность, взаимопомощь.

Также:

  • Любая СРИ должна соответствовать современной  деятельности человека.
  • Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству  много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
  • Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника

Правила проведения СРИ:

  1. Используйте для СРИ любое свободное время  в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером после сна)
  2. При поведении СРИ важно использовать индивидуальный подход к ребенку, помогайте детям с трудностями в социализации (у застенчивых детей выявляйте положительные качества и создавайте условия для позитивного изменения заниженной самооценки)
  3. Пользуйтесь похвалой за положительной поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых  детей, часто конфликтующих со сверстниками.
  4. Поручайте интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей неуверенным в себе детям.
  5. Сориентируйте детей не только на собственные  игровые действия, но и на отношения с партнерами (проявляется интерес и пристальное внимание к партнеру на протяжении всей игры).

Методы руководства по формированию игровой деятельности

  1. Метод. Комплексное, целостное  и последовательное обогащение опыта:

Методы и формы обогащения сюжетов игр и игровых методов

  • Беседы. Ознакомительные беседы о труде окружающих людей
  • Рассказы взрослого. Составление рассказов
  • Целевые экскурсии и прогулки. Наблюдения
  • Дидактические игры и упражнения
  • Подвижные, дидактические, словесные, театрализованные игры, игры-драматизации, компьютерные игры
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин,
  • Просмотр ТV
  • Чтение художественной литературы
  • Изобразительная деятельность
  • Конструирование
  • Отгадывание загадок
  • Пальчиковые игры
  • Музыкальная деятельность
  • Решение проблемных ситуаций
  • Разучивание пословиц, физминуток.

  1. Метод. Перевод реального опыта в игровой используя (как?): дидактические игры, театрализованные игры, словесные игры, настольно-печатные игры.

Игры вводят детей в условную ситуацию и эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний. Каждая игра связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации или содержанием сюжета игры.

  1.  Метод. Своевременное изменение игровой среды (что это значит?): подбор игрушек и игрового материала, с учетом практического игрового опыта детей.

Расширение тематики атрибутов с разной степенью обобщенности образа.

СПОСОБСТВУЕТ ЗАКРЕПЛЕНИЮ В ПАМЯТИ НЕДАВНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЧЕРЕЗ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ. НАЦЕЛИВАЕТ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАЧ. ПОБУЖДАЕТ К РАЗНЫМ СПОСОБАМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИГРЕ.

  1. Метод.  Совместная игровая деятельность педагога с ребенком. (что это значит?)

Усложняющиеся проблемные ситуации: закрепляет приобретенный опыт, формирует новые способы решения игровых задач. Способствует развитию умения ориентироваться в игровой задаче. Побуждает добиваться  воображаемого результата. Способствует нахождению новых вариантов и средств реализации.

Для поддержания интереса ребенка к игре, необходимо постоянно обогащать жизненный опыт ребенка.

Если у дошкольника по каким либо причинам не развит опыт, то ему и нечего переносить в игру.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

           Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте убеждались, как важно умело налаживать контакты с окружающими.   Игра  обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для совр...

«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности в...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.

Одна из важных актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста-это развитие его ума....

Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС.

Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС....