Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность
методическая разработка

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_teatr_deyat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

 Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

 Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

 Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;

 Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

 Введите в мир театра малыша,

 Узнает он, как сказка хороша,

 Проникнется теплом и добротой,

 И сказку унесет с собой.

 

.

 Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

 - художественным образованием и воспитанием детей;

 - формированием эстетического вкуса;

 - нравственным воспитанием;

 - развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

 Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

 Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности.

 К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

 По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает собственные сочинения детей, исполнение своего или авторского замысла, художественное и музыкальное оформление спектакля.

 Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности.

 Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

 Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость..

 Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

 Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

 Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

 Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

 Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.).

 Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

 Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей.

 Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

 Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

 Это объясняется двумя основными моментами: во — первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

 Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

 В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную.

 Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

 Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

 Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

 Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

 Можно сказать, что комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Использование педагогических технологий:

• здоровьесберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

Список литературы

1. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психол. труды: В 2т. – М., 1986. – Т.1.

2. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание

 3. Казакова Т.Г. Развитие творчества у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замеча...

"Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность"

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...