Проект "Азбука дорог"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Вид проекта: информационный, комплексный, групповой
Продолжительность проекта: продолжительный.
Участники проекта:
-дети средней группы;
-родители;
-воспитатель Борщева О.В.;
-сотрудники ГИБДД.
Актуальность:
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
– познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
– сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
– научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
– развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
– способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
– развивать связную речь.
– воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
– обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
– упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
– разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
– формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы и приёмы:
- Образовательную деятельность:
- Художественное творчество.
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам деревни.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Проведение викторины по теме проекта.
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
- Тематические погружения по теме проекта.
- Работа с родителями.
- Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы):
– постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
– определить продукт проекта:
а) создание макета деревни;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
– довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
– подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
– составить перспективный план работы по проекту;
– изучить методическую литературу;
– провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
– пополнить предметно-развивающую среду;
– провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом):
– организовать работу по решению задач проекта через:
- Непосредственно-образовательную деятельность:
– «Знаки дорожные помни всегда»;
– «О работе ГИБДД»;
– «Осторожно, дорога!»;
– «Правила для пассажиров»;
– «Транспорт на улицах города».
- Художественное творчество:
– рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
– лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
– аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам деревни, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
- Отгадывание загадок.
- Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
- Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
- Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
- Проведение с родителями:
– консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
– практикума «Как поступить в данной ситуации?»
– размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
– организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
– конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».
- Проведение акции «Дети – водителям» – распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
4 этап (презентация):
– провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
– представить продукт проекта – макет улицы города.
Полученные результаты:
– Условия для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
– Произошло упрочение связи детского сада и отдела ГИБДД в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получены необходимые рекомендации от инспекторов ГИБДД, согласован план дальнейшего сотрудничества;
– Разработанный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
– По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
- Степанкова Э.Я. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
- Бедарев О. «Азбука безопасности»;
- Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
- Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
- Домоховский А. «Чудесный островок»;
- Житков Б. «Светофор»;
- Иришин В. «Прогулка по городу»;
- Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Мигунова И. «Друг светофор»;
- Михалков С. «Дядя Степа»;
- Михалков С.«Моя улица»;
- Михалков С. «Три чудесных цвета»;
- Михалков С.«Скверная история»;
- Обойщиков К. «Светофорик»;
- Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
- Хурманек Д. « Перекресток».
Интернет-ресурсы:
- Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014
- Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога. Правила поведения на дороге.
Правила поведения детей на дороге. Два листа формата А4. ______________________________________________ Материал в полном размере можно скачатьНа радикале: http://i082.radikal.ru/...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога».
Занятие по ПДД...
Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .
Проект старшей логопедической группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге",...