Проект "Азбука дорог"
проект (средняя группа)

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: информационный, комплексный, групповой

Продолжительность проекта: продолжительный.

Участники проекта:

-дети средней группы;

-родители;

-воспитатель Борщева О.В.;

-сотрудники ГИБДД.

Актуальность:

Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Проблема:

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. 

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи проекта:

– познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;

– сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;

– научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.

– развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

– способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

– развивать связную речь.

– воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Гипотеза исследования:

Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной,  образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;

– упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

– разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;

– формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.

Методы и приёмы:

  1. Образовательную деятельность:
  2. Художественное творчество.
  3. Ситуационно-имитационное моделирование.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам деревни.
  6. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
  7. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
  8. Проведение викторины по теме проекта.
  9. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
  10. Тематические погружения по теме проекта.
  11. Работа с родителями.
  12. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.

Этапы проекта:

1 этап (постановка проблемы):

– постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;

– определить продукт проекта:

а) создание макета деревни;

б) знание правил дорожного движения;

в) проведение игрового тренинга по теме проекта.

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):

– довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;

– подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;

– составить перспективный план работы по проекту;

– изучить методическую литературу;

– провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»; 

– пополнить предметно-развивающую среду;

– провести с родителями анкетирование, тестирование.

3 этап (работа над проектом):

– организовать работу по решению задач проекта через:

  1. Непосредственно-образовательную деятельность:

– «Знаки дорожные помни всегда»;

– «О работе ГИБДД»;

– «Осторожно, дорога!»;

– «Правила для пассажиров»;

– «Транспорт на улицах города».

  1. Художественное творчество:

– рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;

– лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;

– аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток». 

  1. Ситуационно-имитационное моделирование.
  2. Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
  3. Целевые прогулки и экскурсии по улицам деревни, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
  4. Рассматривание иллюстраций, картинок.
  5. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
  6. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
  7. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
  8. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
  9. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
  10. Отгадывание загадок.
  11. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
  12. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,  «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
  13. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
  14. Проведение с родителями:

– консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».

– практикума «Как поступить в данной ситуации?»

– размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».

– организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

– конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».

  1. Проведение акции «Дети – водителям» – распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.

4 этап (презентация):

– провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;

– представить продукт проекта – макет улицы города.

Полученные результаты:

Условия для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;

– Произошло упрочение связи детского сада и отдела ГИБДД в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получены необходимые рекомендации от инспекторов ГИБДД, согласован план дальнейшего сотрудничества;

– Разработанный  план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;

– По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.

В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика  после проведения проекта. 

Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.

 

Список использованной литературы и источников:

Методическая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; 
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
  3. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам –  о правилах дорожного движения».

Художественная литература:

  1. Бедарев О. «Азбука безопасности»;
  2.  Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
  3. Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
  4. Домоховский А. «Чудесный островок»;
  5. Житков Б. «Светофор»;
  6. Иришин В. «Прогулка по городу»;
  7. Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
  8. Кожевников В. «Светофор»;
  9. Кончаловская Н. «Самокат»;
  10. Мигунова И. «Друг светофор»;
  11. Михалков С. «Дядя Степа»;
  12. Михалков С.«Моя улица»;
  13. Михалков С. «Три чудесных цвета»;
  14.  Михалков С.«Скверная история»; 
  15. Обойщиков К. «Светофорик»;
  16. Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
  17. Хурманек Д. « Перекресток».

Интернет-ресурсы:

  1.  Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014
  2.  Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога. Правила поведения на дороге.

Правила поведения детей на дороге. Два листа формата А4. ______________________________________________ Материал в полном размере можно скачатьНа радикале:  http://i082.radikal.ru/...

Проект старшей логопедической группы № 5 « Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад" Клубничка» по безопасности на дорогах "Дорога и дети" .

Проект старшей логопедической  группы № 5« Светлячок» МБОУ гимназия №9 СП « Детский сад Клубничка» по безопасности на дорогах....

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге",...