Блокадный Ленинград
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий спектакля-воспоминания "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда)
Стихи М.Матусовского.
Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И, стучащий неустанно,
Ленинградский метроном.
Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат…
Звучит увертюра И.Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Выходят ведущие. Увертюра стихает до фона.
Ведущие (взрослые и дети):
Как много времени прошло с тех пор - целая человеческая жизнь! Всё забывается, но ничто не забыто! Всё помнят защитники нашего города, цепко держат в своей памяти произошедшее дети блокадного Ленинграда: они блокаду выстояли, героически, изо дня в день переносили все её тяготы и лишения. Но мы, не пережившие ужасов блокады, имеем ли мы право забыть это? Можем ли не стараться, как можно, больше узнать о трагических и героических днях нашего города, чтобы передать это будущим поколениям? Можем ли мы прервать эту цепочку памяти? Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду, но она рождает силу духа, восхищение и гордость за то, что мы – ленинградцы, петербуржцы! И наш долг быть благодарными людям, которые отстояли наш город и помнить.
Стихи В.Шишкина.
Нежданная осень пришла в Ленинград,
Пожухлой листвой шелестит непогода,
И наша Нева вспоминает опять
Дождливый сентябрь сорок первого года.
Не те уже воды уносит река,
Блокадное время давно пролетело,
Но страшная надпись стучится в сердца,
Как память войны, как гроза артобстрела!
Их мало осталось – седых стариков,
Героев войны, рядовых обороны,
Прорвавших блокады стальное кольцо,
По Жизни – дороге, ведя эшелоны!
Редеют шеренги – мы помним о них,
Печален мотив уходящих мгновений.
И корочка хлеба, и детский отчаянный крик –
Пусть всё сохранится навечно в сердцах поколений!
И стук метронома, и скрежет, и грохот вдали,
И город наш мирный, и Летнего сада ограда ,
На всех языках, в лексиконах земли:
Война, Ленинград, сорок первый, Блокада!
Ведущий: Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Ленинград. Мы – петербуржцы, ленинградцы и потому то, что происходило в нашем городе, мы принимаем особенно близко к сердцу. По планам Гитлера Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Его собирались сровнять с землёй и затопить водами Балтийского моря. Но на весь мир прозвучал ответ ленинградцев: «Не отдадим!»
Звучит «Революционный» этюд» Шопена, музыка стихает до фона. Стихи А.Прокофьева.
Чтецы:
С утра не замолкает канонада.
Так день за днём, так много, много дней.
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним,
Всё наседал смертельно ненавидя,
Всё русское, всё связанное с ним!
Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет,
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: «Нет!»
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его
И преградим пути ей вглубь России,
К бессмертию народа моего!
Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не предадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри!
Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим любимую Россию,
Не отдадим, не отдадим, не отдадим!»
Ведущий: Когда планы по захвату Ленинграда провалились, появилась директива главного командования германской армии:
«Директива 1601 от 22 сентября 1941 года:
1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли.
2. Предполагается окружить город тесным кольцом и, путём обстрела артиллерией всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сровнять с землёй.
3. Если, вследствие создавшегося в городе положения, будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты».
«Я уничтожу этот город! Он никогда не возродится! Его уже нет! Нет! Нет!»
Ведущий: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей.
Звучит мелодия А.Вивальди. Музыка стихает до фона. Стихи М.Андронова.
Чтец:
Крепчал мороз, дымился небосклон,
И вой сирен на каждой баррикаде,
И смерть в наш город шла со всех сторон…
Всё это было, было в Ленинграде!
Ведущий: Несмотря на нечеловеческие страдания, ленинградцы не сдавались. Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать. В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Ещё не прошёл страх перед возможным штурмом города, но это били наши орудия. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!
Стихи Ю.Воронова
Чтец:
За залпом залп. Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ведущий: Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память - благодарность за их боль и страдания. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту ПАМЯТЬ.
Звучит вокализ «Адажио» Т.Альбинони. Стихи Р.Рождественского.
Чтец:
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Ведущий: Бывает в нашей жизни минута, когда мы вспоминаем то, чего с нами никогда не было, вспоминаем то, что знаем только по рассказам родных, из книг и кинофильмов. Тогда мы мысленно переносимся на многие годы назад. В эту минуту мы думаем и о незнакомых людях, погибших, защищая наше Отечество, защищая нас.
Это МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Звучат «Грёзы» Шумана.
Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Самая длинная минута. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.
Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Она освящена огнём боёв и огнём салютов. Самая тихая минута, самая грустная минута, но самая гордая минута.
Звучит МЕТРОНОМ. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Фрагмент сюиты «ПАМЯТЬ».
Финальная песня А.Пугачёвой, стихи И.Мандельштама «Ленинград».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...
Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».
В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тем...