Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников: "Мы-за безопасность"
рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dop.obrazovaniyu_my_-za_bezopasnost.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № __ от_________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» ______________В.А.Кузнецова Приказ № ____ от ______________ |
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников
«Мы - за безопасность»
Авторы:
творческая группа педагогов
(старший воспитатель Томчук И.И.,
воспитатели Антоненкова Л.А., Вознова Е.С., Грязнова О.В., Корень Т.А., инструктор по физической культуре Чмарова О.А.,
музыкальный руководитель Акимова К.С.)
Смоленск, 2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Образовательная программа «Мы – за безопасность» (программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников).
Руководитель программы:
творческая группа педагогов (старший воспитатель Томчук И.И., воспитатели Антоненкова Л.А., Вознова Е.С., Грязнова О.В., Корень Т.А., инструктор по физической культуре Чмарова О.А., музыкальный руководитель Акимова К.С.)
Организация-исполнитель:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленска.
Срок реализации программы:
ежегодно
Вид программы:
программа адаптированная
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26
• п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
• Устав дошкольного учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, чем в древние времена, но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, но и смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому направленностью данной программы является изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста.
Актуальность программы: Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы СМИ не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей.
А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей, в том числе и детей. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасности. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека выручают знания, иногда инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами и, главное, знаниями не в полной мере.
Избежать опасности можно, обучая детей основам безопасности с раннего возраста, так как именно в дошкольной возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдения – потребностью. Таким образом, актуальность программы «Мы - за безопасность» не вызывает сомнений.
Новизна программы: заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания. Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).
Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что она способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.
Деятельность по программе дополнительного образования «Мы - за безопасность» имеет большое познавательное и воспитательное значение в развитии детей дошкольного возраста.
Цель программы: сформировать элементарные навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями опасных для жизни и здоровья ситуаций и особенностями поведения в них;
- довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать её;
- научить детей находить выход из создавшейся ситуации, если избежать неприятностей всё же не удалось;
- научить обращаться за помощью.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- способствовать развитию связной речи, слуховому и зрительному вниманию;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Воспитательные:
- создать условия для осознанного отношения детей к необходимости выполнения правил безопасности;
- способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения;
- воспитывать у детей чувство ответственности, уверенности в своих силах;
- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.
Программа «Мы – за безопасность» предназначена для детей дошкольного возраста.
Формы и режим занятий:
Форма детского образовательного объединения - кружок.
Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Мы – за безопасность» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей от 10 до 30 минут (в зависимости от возрастной группы).
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать определенные правила поведения дома, в общественном транспорте, на улице;
- дети должны уметь вести себя правильно в опасных ситуациях (дома, на улице, с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями);
- должны иметь представление о том, как сохранить свое здоровье и способов его закаливания.
Методы обучения:
- метод сравнения – помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, помогает сравнивать опасные и неопасные ситуации и т. д. ;
- метод моделирования ситуаций – даёт ребёнку возможность применить полученные знания, развивает воображение и мышление, и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;
- метод повторения – повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формированию выводов, повышает познавательную активность;
Формы обучения:
- беседы, рассуждения, обсуждения;
- проведения НОД;
- рассматривание плакатов, иллюстраций, макетов;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- игротерапия (создание игровых обучающих проблемных ситуаций, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Средства организации обучения:
Используются средства наглядности, аудио-видео материалы, презентации, дидактические материалы, художественная и методическая литература, здоровьесберегающие технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ребёнок и природа.
Ядовитые грибы и ягоды. Контакт с животными и насекомыми. Природные явления. Безопасность на воде.
Ребёнок – дома.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, электроприборы, бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предметы). Экстремальные ситуации в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь).
Ребёнок – среди людей.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Если чужой приходит в дом.
Ребёнок и улица.
Если ребёнок потерялся. Безопасность в зимнее время года (гололёд, сосульки, катание с горки, на водоёме).
Ребёнок – участник дорожного движения.
На какие части делится улица. Кто является участником дорожного движения. Где можно и нельзя играть. Правила поведения в транспорте. Светофоры и дорожные знаки. Пешеходные переходы. Спецтранспорт.
Ребёнок и его здоровье.
Что такое здоровье и как его сохранить. Витамины. Закаливание. Моё тело. Правильное питание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»
№ | Раздел программы | Тема |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | Мониторинг | |
2 | Мониторинг | |
3 | «Ребенок и природа» | Беседа о правилах игры с песком. |
4 | «Ребенок и природа» | Беседа о съедобных и несъедобных грибах. Д/И «Собери грибы в корзинку» |
ОКТЯБРЬ | ||
5 | «Ребенок и природа» | Беседа о съедобных и ядовитых ягодах. Д/И «Что растет в лесу» |
6 | «Ребенок и природа» | Беседа о насекомых и правилах поведения с ними. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Опасные насекомые». Пластилинография «Пчелка» |
7 | «Ребенок и природа» | Беседа «Пожар в лесу» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила поведения на природе» |
8 | «Ребенок и природа» | Беседа «Не играй с бродячими животными» |
НОЯБРЬ | ||
9 | «Ребенок дома» | Чтение рассказа из цикла «Советы тетушки Совы. Когда ты один дома» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила безопасности дома». |
10 | «Ребенок дома» | Беседа «Если позвонили в дверь». Чтение сказки «Волк и семеро козлят». |
11 | «Ребенок дома» | Беседа «Для чего нужен телефон» (телефоны экстренных служб) |
12 | «Ребенок дома» | Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила вызова спасателей и В гостях у спасателей, Первичные средства пожаротушения» |
ДЕКАБРЬ | ||
13 | «Ребенок дома» | Беседа о пожаре в доме. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Первичные средства пожаротушения» |
14 | «Ребенок дома» | Путешествие в страну электроприборов Д/И «Раз, два, три, что может быть опасного найди». Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Правила безопасности на кухне». |
15 | «Ребенок дома» | Беседа «Осторожно бытовая химия» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Бытовая химия и лекарства» |
16 | «Ребенок дома» | Беседа «Балкон, открытое окно» |
ЯНВАРЬ | ||
17 | «Ребенок на улице» | Беседа о безопасном месте для игр на улице. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Опасные места для игр» |
18 | «Ребенок на улице» | Правила поведения на участке детского сада. |
19 | «Ребенок на улице» | Беседа о правилах поведения на горке, играх в снежки, катании на санках. Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Зимний водоем» |
20 | «Ребенок на улице» | Беседа «Не ешь сосульки и снег» |
ФЕВРАЛЬ | ||
21 | «Ребенок на улице» | Беседа «Как был наказан любопытный язычок» |
22 | «Ребенок на улице» | Беседа «Незнакомец на улице» Чтение сказки «Красная шапочка» Ш.Перро. |
23 | «Ребенок на улице» | Беседа «Знаешь ли ты свой адрес?» |
24 | «Ребенок на улице» | Беседа «Что делать, если ты потерялся» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Заблудился в городе и в лесу». |
МАРТ | ||
25 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа об участниках дорожного движения. |
26 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа «Я пешеход» Виды пешеходных переходов. Знаки «Пешеходный переход наземный», «Пешеходный переход подземный», «Пешеходный переход надземный». |
27 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о видах транспорта. Работа с альбомом «Виды транспорта». |
28 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о светофоре. Заучивание стиха. Пластилинография: «Светофор» |
АПРЕЛЬ | ||
29 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа «Опасные ситуации на улице» |
30 | «Ребенок – участник дорожного движения» | Беседа о том, как вести себя в общественном транспорте. |
31 | «Ребенок – участник дорожного движения» | «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в населенном пункте» Просмотр обучающего мультфильма «Волшебная книга МЧС. Первая помощь при травмах» |
32 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о здоровье (что такое здоровье, как его сохранить и укрепить). Работа с лэпбуком «Будь здоров» |
МАЙ | ||
33 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа «Как устроено тело человека». Работа с плакатом «Тело человека». |
34 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа «Отношение к больному человеку» |
35 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о личной гигиене. Микробы и бактерии. |
36 | «Ребенок и его здоровье» | Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах. Д/И «Собери аптечку» |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2001
3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. : ТЦ Сфера, 2003
4. Пола Статмен Безопасность вашего ребёнка: Как воспитать уверенных и осторожных детей – Екатеринбург У – Фактория 2004
5. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000 г.
6. Шорыгина Г. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2002 г.
7. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
8. Мультипликационный сериал для детей по основам безопасности жизнедеятельности "Волшебная книга МЧС" – Беларусь, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, че...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей «Мы - за безопасность»...