Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание"
презентация к уроку (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Современные условия дошкольного образования характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения . В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Цель : создать полную подборку различных видов игр для работы по патриотическому воспитанию детей, формирование социально – активной личности через игру. Задачи: - расширить знания детей о стране, культуре, родном селе, его прошлом и настоящем, природе краснодарского края, о коренных народах населяющих свою малую Родину; - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице; - развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть; - формировать умение подчиняться правилам игры; - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; -воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нaродные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои мысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.
Особое место в формировании нравственно- патриотических качеств дошкольника занимают дидактические игры. В них развивается сообразительность, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры, самостоятельно решать поставленную задачу. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образнoе и логическое мышление, познавательная активность, воображение. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Найди своё место»(национальная одежда)”, “Найди свою пару”, “Собери флаг”. В играх дети проявляют и самостоятельность, и коллективное творчество. Это проявляется в том, что в игре у детей общие интересы и цель, и к ней они идут, прилагая большие усилия. Качество, сформированное в игре, влияет на поведение ребенка. Те знания, которые ребенок получает с помощью взрослых дома, на прогулках, в детском саду, является хорошим средством нравственно- патриотического и умственного воспитания.
Дидактическая игра «Найди свою пару»
Дидактическая игра «Найди своё место»
Дидактическая игра «Собери флаг»
Так же много слoвесных игр используется при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово, “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, прoизносит волшебное слово, выбирает себе пару, “Кто больше скажет?” (вoлшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких”
Игра: «Река вежливости»
Не менее важной формой работы в развитии нравственно- патриотических качеств дошкольника являются досуги , развлечения, праздники и другие мероприятия. Такие как: «Праздник Осень», «Мама, папа , я – спортивная семья», «Зимние забавы», «Мамин день», «23 февраля – День защитника Отечества», «8 Марта – Международный женский день», «День здоровья», «День смеха», «День народного единства», «Пасха», «Колядки », «Масленица», «9 Мая» и т.д. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь и художественный вкус. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственно- патриотического поведения. Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой - игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др.
Хороводная игра: «Русский платок» Вот идёт платок по кругу, Ищет он себе подругу. Ты, подруга, покажись Да в платочек нарядись (платок передают по кругу, у кого окажется платок, тот выходит в круг и танцует)
Подвижная игра: «Курочка-рябушечка» Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать вопросительную интонацию, упражнять детей в правильном звукопроизношении. Курочка-рябушечка, куда ты пошла? На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? -За водичкой. Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? -Цыпляток поить. Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить? Пи-пи-пи-пи.
Подвижная игра: «Уточка» Цель: приучать детей действовать в соответствии со словами стих-ия. Уточка луговая, серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Под кустиком, под берёзкой. Сама утя хожу, детей своих вожу, Сама утя поплыву, детей своих поведу.
Игра: «Ведьмина метёлка»
Игра: «Два Мороза» Мы два брата молодые, Два Мороза удалые, Я- Мороз Красный нос, Я- Мороз Синий нос. Кто из Вас решится В путь дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
Игра: «Краской»
Русская народная игра: «Золотые ворота»
Спортивный праздник «Вместе с папой»
Русская народная игра «Блинчики»
Русская народная игра: «Весёлые блинчики»
Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают ». Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность .
Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа, также игры с тематикой о Родине, родном селе, о семье, детском саде и т. д. Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу. Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт, как бы непосредственно. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.
В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья». Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята». Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе ». И так, игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие личности. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Вывод: в результате проведённой работы по нравственному воспитанию дошкольников посредствам игры дети старше-подготовительной и средней группы поняли и освоили многие задачи которые перед ними стояли. По итогам работы было отмечено: дети в игре друг другу уступают, прислушиваются к мнению друзей. Дети с удовольствием играют в разные игры: дидактические, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и.т.д. В игре дети соблюдают правила игры, уважительное отношение друг к другу Дети старше-подготовительной группы пополнили свои знания , о своей стране, культуре, семье, детскому саду. Закрепили знания о бережном отношении к природе и ко всему живому. Интерес к русским традициям и промыслу. Закрепили знания о символах государства, уважение к другим народам к их традициям, чувство гордости за достижения страны
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...