План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
План работы на год:
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина – Россия».
Взаимодействие с детьми
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Экскурсии по родному городу. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Выставка рисунков "Улицы нашего города". |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. Выставка работ детского творчества. |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка? » Выставка детских работ «Мамин портрет». |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос». Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы. |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе» |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». |
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города». |
Февраль | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». |
Март | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. |
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. |
Май | «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». |
Взаимодействие с педагогами
Май | Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...
Самообразование 2. "Формирование патриотических чувств у дошкольников". 2019-2020 г
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников....
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников....
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков является важным. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти...
План самообразования Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
План включает: -Подбор и изучение литературу по проблемному вопросу; -Работу с детьми; -Работу с семьей; -Самореализацию; -Подведение итогов....
План по самообразованию воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников »
План по самообразованию воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников »...