Консультация для педагогов на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
консультация
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._dlya_ped.nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов на тему:
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Мальцева А.С
Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Задачи нравственно-патриотического воспитания.
1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
4. Расширение знаний ребенка о городах России.
5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
9. Развитие чувства гордости за достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.
Методы патриотического воспитания.
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
Участие в праздниках.
Участие в посильных общественно-полезных работах.
Формы патриотического воспитания.
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Материалы для работы по патриотическому воспитанию.
- Репродукции картин.
- Методическая литература.
- Наглядные и дидактические пособия.
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
- Современные средства ТСО.
- Аудиозаписи.
- Карты, атлас, глобус.
- Художественная литература.
- Государственная символика.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем.
Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Содержание патриотического воспитания.
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы.
Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.
Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное вовлечение в педагогический процесс.
Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
В заключение.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.
В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий.
Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Трудовое воспитание дошкольников"
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника....
Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников
Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников: красота природы, красота общения, красота труда, красота быта, социальная среда....
Консультация для педагогов и родителей "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников...
Консультация для педагогов "Гендерный подход в воспитании дошкольников".
В настоящее время одним из главных направлений является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку....
Консультация для педагогов «Музыка в трудовом воспитании дошкольника»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов ДОУ «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ....