Использование театральной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования
Воспитатель - Курашина И.В. МАДОУ Алексаднровский детский сад «Родничок» средняя группа 2018-2019 уч.год.
Тема:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Расширение круга общения так же требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Исходя из того, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста — это игра, к занятиям в детском саду предъявлены особые требования: содержательный материал следует преподносить в занимательной и игровой форме. По этой причине так важно использование занимательного материала в процессе развития речи дошкольников.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности.Известно, что особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни.
Таким образом, использование занимательного речевого материала позволяет педагогу решать все основные речевые задачи: овладение грамматической структурой языка, накопление содержания речи (формирование словаря, звуковая культура речи и развитие связной речи в игровой и доступной для ребенка форме.
Одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Этим и определяется актуальность выбранной мной темы самообразования.
Цель: изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей среднего дошкольного возраста, объединение усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты заявленной темы.
2. Подобрать литературу.
3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.). 4. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование.
5. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
6. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.
7. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театра.
Работа начата -01.09.2018 г.
Предполагается закончиться - 30.05.2019 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Перспективный план
Месяц | Формы работы с детьми с родителями с педагогами |
Сентябрь | Подбор литературы. Диагностика творческих способностей. 3.Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду" |
Октябрь | Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый. Рассказ о видах театра. Рассказ об особенностях настольного театра. Показ способов действия с куклами настольного театра. |
Ноябрь | Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр.) Консультация "Театрализованные игры". |
Декабрь | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: " Три медведя". Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
январь | Рассказ об особенностях театра. Изготовление фотоальбома: "Театр детям". |
февраль | Инсценировка сказки "Колобок". Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. Консультация "Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству". |
Март | Работа по развитию актёрского мастерства. Речевые игры с движениями, упражнения пантомимы. |
Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: "Кот и лиса", "Теремок" и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. |
май | Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму. |
Практические итоги:
-Оформление папки передвижки. Тема: "Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка".
-Консультация для воспитателей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста".
-Проведение инсценировки сказка «колобок» для младшей группы.
-Сборник консультаций для родителей.
Тема: "Что делать, чтобы развить речь ребенка".
-Отчёт о проделанной работе за учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста...
Педагогический опыт «Использование театрализованной деятельности в развитие речи детей дошкольного возраста».
Представление педагогического опытавоспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района...
Родительское собрание в старшей группе Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста".
Цель: Познакомить родителей с театрализованной деятельностью, как средством развития речи детей....
статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
В статье рассмотрены способы и методы повышения речевой активности детей дошкольного возраста....
Презентация на тему: "Речевое развитие ребенка 6-7 лет. Использование театральной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
Данную презентацию можно использовать для консультации родителей....