"ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?"
консультация
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить бережно относиться к книге – одна из задач, которую необходимо решать в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_deti_ne_chitayut.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую необходимо вести в детском саду .
Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге начинают уже в первой младшей группе. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.
При оформлении книжного уголка помещают предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Воспитатель учит детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Затем можно изготовить маленькие «книжечки» (сшить по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривают, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», вносят в уголок первые настоящие книги. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач. На занятиях дети учатся правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке есть знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыгрываются сценки из художественных произведений, проводятся дидактические игры типа «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
В средней группе дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам.
Для детей пяти лет проводятся литературные викторины: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку.
Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, который напоминает эти правила.
В старшей группе детей учат понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируют осознанное отношение к ним, обращают внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляют навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
На занятиях проводятся обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуются и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.
В подготовительной к школе группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, педагог добивается, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.
Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.
После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Очень нравятся детям экскурсии в школьную библиотеку. Воспитатель обращает их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.
При работе с детьми в подготовительной группе обращаем особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки.
В группах необходимо организовать мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.
Очень любят дети литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаются родители и дети других групп .
На родительские собрания, конференции можно приглашать библиотекарей. Они расскажут, что надо читать будущему первокласснику. В папках – передвижках даются рекомендации, как воспитывать бережное отношение к книге.
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Почему дети обманывают "
ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под наду...
Психосоматика у детей- почему дети болеют?
В норме дети должны болеть остро и быстро. И у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста болезнь не должна вызывать потерю его позитивного психоэмоционального состояния, так как в этом возраст...
Поведение родителей в ситуации непослушания детей. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ? (Консультация - рекомендация)
Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста: «ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ?»
«ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ?»...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Памятка для родителей "Почему дети кусают других детей в возрасте от 15 месяцев до 3-х лет?"
Привычка кусаться - очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до дошкольного возраста. В памятке указаны основные причины такого поведения детей....