Консультация для педагогов "Метеостанция в ДОУ"
консультация
В данной консультации даны практические советы как организовать работу на метеостанции в детском саду для дошкольников, чтобы это было интересно, увлекательно, понятно, доступно; что можно использовать для предсказания погоды кроме научных методов. Данная консультация входит в методическую разработку "Юный метеоролог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_meteostantsiya_v_dou.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Метеостанция в ДОУ»
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождём, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего ещё маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то, эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за её природными явлениями, а ещё уметь предсказывать её изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие дошкольные учреждения строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить своё время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.
Что такое погода?
• показания температуры воздуха
• сила и направление ветра;
• наличие осадков;
• состояние неба и солнца;
• влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. И этому служит точка «Метеостанция» на экологической тропинке. Метеостанция в дошкольном учреждении – это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. Цель создания этой точки: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;
2. Обучать детей снятию показаний приборов;
3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
5. Формировать представления о четырех частях света;
6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
На метеоплощадке должно быть установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.
Дождемер– прибор для измерения количества осадков.
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Можно использовать оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. Традиционное оборудование: термометр, компас. Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, султанчики, снегомер, солнечные часы, вертушки. Вот эти всевозможные вертушки, султанчики, выполненные руками детей, станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений – предсказателей погоды».
«Растения - предсказатели» погоды:
1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Деревья – предсказатели:
1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
3. Ветки елки книзу – к дождю.
Предсказывать погоду помогают животные – барометры.
При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят, Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю. Предсказывают погоду вороны. Если вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи — к ненастью. Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду. Каркает зимой — к метели. Летом ворона купается - к дождю. А если вороны купаются ранней весной - к теплу. Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые. Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю. Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель. А дружно расчирикались — к потеплению
Рекомендации: Все показания приборов должны фиксироваться на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз. Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра. При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.
Вывод: метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории дошкольного учреждения. Воспитанники имеют возможность ежедневно поиграть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей появится огромный интерес снять показание с приборов и составить прогноз погоды. Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, могут стать изюминкой вашего участка.
(Методическая разработка по формированию основ экологической грамотности у старших дошкольников средствами образовательной деятельности на метеостанции «Юный метеоролог»,
Авторы-составители:
Кузьминкина Н.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143» г. Оренбурга, магистрант кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбурга
Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбурга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....