Современные подходы в работе с одаренными детьми
консультация
Сохранение и развитие одарённости детей - как важнейшая проблема нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_podhody_v_rabote_s_odarennymi_detmi.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в работе с одаренными детьми
Подготовила: Печенкина Нина Евгеньевна
Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества.
Одаренные дети с раннего возраста настойчиво тянутся к знаниям. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2-3 летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. К 3-4 годам они умеют читать, считать, хорошо двигаются, увлекаются разными умственными или творческими занятиями. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном развитии уже далеко от своих ровесников.
Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
«Если мы не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …»
Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Существуют определенные виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность. Современная педагогика классифицирует одаренность в зависимости от направления деятельности – это практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Выявление одаренных детей необходимо начинать в ДОУ и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А также создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся на всех ступенях обучения:
При обучении и развитии одаренных детей в детском учреждении важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Формы работы с одаренными:
- Кружки по интересам.
- Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня.
- Участие в предметных неделях.
- Исследовательская деятельность.
- Работа по индивидуальным планам.
- Развитие и обучение одаренных обучающихся.
Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:
1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).
2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).
3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).
Работа с одаренными детьми строится на следующих принцыпах:
- принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принципе возрастания роли деятельности одаренных детей через кружки.
- принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принципе создания условий для совместной работы детей при минимальной роли педагога.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы.
- Система творческих конкурсов
- Творческие проекты (систематические творческие проекты по темам)
- тематические конкурсы, выставки;
- смотры художественной самодеятельности;
- спортивные соревнования разных уровней;
- опытно-экспериментальные работы;
- индивидуальные творческие задания;
- экскурсии в музеи, театры, на предприятия, достопримечательности, природу;
- мастер-классы: силами родителей, работников музеев
- социально значимые акции.
Следует признать нецелесообразным выделение одаренных детей в особые группы. Одаренные дети должны находиться вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития одаренных детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми необходимо использовать современные педагогические технологии – это:
- ИКТ-технологии;
- технология проектной деятельности;
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:
1. Общение с одарёнными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках программы, предполагает творческую деятельность.
2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной,.
3. Привлекать способных творчески мыслящих детей к сотрудничеству..
4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ребенка необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.
Рекомендации для родителей одаренных детей
- Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
- Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
- Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
- Избегайте сравнивать детей друг с другом.
- Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
- Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
- Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
Рекомендации для педагогов и родителей...
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»
Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....
Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми
Предлагается сценарий одного из ярких мероприятий городской творческой площадки для педагогов - интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитател...
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...