проект "Святки"
проект (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики
«Коляда, коляда,
Отворяй ворота!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!»
(песенка-колядка)
Проект
познавательно - творческий
краткосрочный
«Святки -колядки»
для детей 4-5 лет
Составили : воспитатель Сизова Е.А. и музыкальный руководитель Никонова Л.В
2022 Краткосрочный проект «Святки -колядки» Возраст детей; 4-5 лет Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель Актуальность проекта: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры своего края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении. В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России». Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Ведущим замыслом нашего проекта является обогащение душевного и духовного мира детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины. Цель проекта: приобщение воспитанников к русской традиционной культуре посредством участия в народных праздниках Задачи: - расширять представления детей о русских народных традициях и обычаях; - развивать представления о происхождении праздника «Колядки», его особенностях; - формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству; - развивать у детей умение внимательно слушать, анализировать и эмоционально откликаться на музыкальные произведения; - развивать интерес к народным играм и плясками; к русским народным инструментам, упражнять в игре на них; - развивать у детей самостоятельность, инициативность, творческую активность в продуктивной деятельности; - воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, желание продолжать народные традиции; - воспитывать дружественные взаимоотношения в коллективе сверстников Ожидаемый результат: - у детей формируется представление о традиционных народных праздниках («Колядки»); - дети охотно участвуют в подготовке празднику: с родителями и самостоятельно изготавливают костюмы и маски; - дети с удовольствием исполняют колядки; играют на народных инструментах; играют в народные игры; - дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения; - применяют свои знания в самостоятельной деятельности в режимных моментах; - проявляют доброжелательность и толерантность в кругу сверстников Этапы проекта I этап: подготовительный
- подбор иллюстративного материала, художественной литературы по теме проекта; - предварительные беседы с детьми (выяснение знаний о народных праздниках) - предварительные беседы с родителями об участии в проекте II этап: внедренческий Совместная деятельность (НОД, режимные моменты) Познавательное развитие - беседа о праздновании Рождества дома; - досуг «Пришла Коляда, отворяй ворота»; - просмотр презентации «Рождество Христово»; - рассматривание кукол в зимней национальной одежде; - экспериментирование: «Готовим рождественское угощение» (лепка угощений из солёного теста) Речевое развитие - чтение стихов, пословиц, загадок о зиме; - разучивание стихов и колядок; - чтение художественной литературы: И. Рутенин «Рождественская ёлочка», сказка «Двенадцать месяцев», В. Берестов «Перед Рождеством» Социально-коммуникативное развитие - настольно-печатные игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник», «Ярмарка»; - игровые ситуации: « Хозяйка и колядовщики»; «Мы желаем счастья вам», «Рождественский подарок»; - Петербурговедение: «Новый год и Рождество в России» Художественно-эстетическое развитие - лепка: «Звёздочка» (барельеф); - рисование: «Снежинка»; - аппликация: «Рождественская елочка»; - музыкальная деятельность: прослушивание аудиозаписи со звучанием колокольного звона, П. И. Чайковский «В церкви»; исполнение песни «Зимушка хрустальная» (муз. Олиферовой); игра на народных музыкальных инструментах Физическое развитие - русские народные игры: «Баба-яга», «Два Мороза», «Метелица», Медведь Игровая деятельность - сюжетно – ролевая игра «Вечернее чаепитие в семье»; - театрализация: кукольный спектакль-импровизация «Рождественская ёлочка» Самостоятельная деятельность детей - дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Что перепутал художник»; - иллюстрации, фотографии, картины русских художников о празднике; - раскраски по теме «Рождество Христово»;
- книги для рассматривания: «Детская библия», «Карнавальные костюмы, маски» - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - изобразительные материалы для продуктивной деятельности: пластилин, глина, цветная бумага, фантики, фольга, клей и др. Взаимодействие со специалистами - музыкальный руководитель: разучивание музыкального репертуара (песни, музыкальные игры); совместная подготовка к досугу «Пришла Коляда» Работа с родителями
- просмотр мультфильмов дома: «Рождественская история», «Снежная королева», «Метель»; - консультация для родителей: «Святки»; - участие родителей и детей в досуге «Пришла Коляда» в городском парке Достигнутый результат Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Народный праздник создает возможность развития ребенка в художественно-эстетическом направлении. Все это способствует развитию стойкого интереса к народному искусству в целом. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети узнали много нового и интересного о традициях и обрядах связанных с празднованием «Рождества» на Руси. Разучили множество песен-колядок разного содержания. Узнали много русских народных игр проводимых во время Святочных гуляний. Дети активно использовали полученные знания в игровой деятельности. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Источник ; Абашева Ю. "Отворяйте ворота, к вам идет Коляда!": для детей 5 лет/ Ю.Абашева, Е.Рим// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2017.-№11.-С.95-96.-(Готовимся к празднику). Сценарий знакомства детей с традициями русского народного творчества. Адеев А. Рождество и святки/ А.Адеев// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для дошкольников.-2001.-№11-12.- Артюнов Г. Русь обрядная: [Святки, гадания в творчестве художника Юрия Сергеева]/ Г.Арутюнов// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.-1999.-№6.-С.2-3.-(Наследие). Богдарин А. Новый год и Рождество: материал для инсценировки для детей 3-5 лет/ А. Богдарин// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2016.-№12.-С.115-118.-(Готовимся к празднику).
|